Насыщенной в культурном плане выдалась суббота. Утром – ежегодный фестиваль "Тверской переплет" в областную библиотеку им. Горького, вечером – премьера "Грозы" в ТЮЗе (режиссер-постановщик Вероника Вигг).
Купив билеты, были обескуражены отзывами друзей и знакомых. Мол, спектакль – вообще что-то с чем-то, мейерхольдовщина, совсем не Островский. Такое прочитали, например: https://tverigrad.ru/publication/ostrovskij-jeto-prazdnik-vsjo-letit-v-grozu-o-novom-spektakle-v-tverskom-tjuze/
Ладно хоть 12+, подумали мы, не без робости входя в зал.
Пьесу посмотрели всю. Постановка действительно совсем не традиционная (на наш взгляд, это следовало бы отметить в афише, чтобы не вводить в заблуждение консервативную публику). Временами мы не могли понять, кто есть кто и почему – например, на сцене были минимум три Феклуши, одна из них – даже с живой курицей. Название спектакля главная героиня написала мелом на стене в самом начале (в конце на Катерину, по требованию одного из героев, дали луч света) – такой вот стеб над школьными стереотипами восприятия классики.
И много еще неожиданностей: Борис ходил в спортивках, Варвара – в меховом берете, Кудряш был изображен как гопник, а Дикой играл на гармошке и пел на частушечный мотив сильно измененную песню "Миллион алых роз" про лазоревые цветочки. В центре сцены поставили круглый бассейн, по краям отделанный советскими коврами, – намек на одуряющий быт? Спойлер: никто в этот бассейн так и не бросился.
Что не понравилось: экзальтированность героев. Варвара переигрывала и казалась слишком вульгарной. Дикой лупил боксерскую грушу и орал временами так, что зал вздрагивал. Борис весьма эффектно подтягивался на турнике. Катерина дергалась в конвульсиях – но, видимо, так и было задумано: настолько невыносимой для нее была ситуация, в которой она оказалась. Порой возникали некие с трудом интерпретируемые символы. Наверно, мало кто понял, зачем на сцену выкатили тумбу с разрубленной на куски бутафорской рыбой.
Что хочется отметить как плюс: в хорошем смысле слова смелость и дерзость, которые совсем не выглядят как издевательство над классикой. Скорее – как попытка доказать ее актуальность. Искренняя попытка.
Отдельное спасибо Александру Романову (исполнителю роли Кулигина) за прочитанные в финале стихи Ивана Давыдова:
Никуда не течет теперь река Волга,
У хранителя-ангела глаза волка.
Земля из-под снега глядит вдовой.
Смилуйся, государыня-водка,
Отпусти на денек домой.
Ты ведь все понимаешь, моя горькая,
Мне бы в сон цветастый кубарем с горки
К тому вон облаку в легкой лодке,
Но не сплю, слова – стальные иголки –
Вытягиваю из глотки.
Это больно, но действую без колебания
(Так шагает зверь по тропам лесным):
Сложится из слов колючая колыбельная,
Мир заснет, и, может быть, я с ним.