Сначала - загадка:
«Чёрт возьми всех девок в свете,
От которых столько бед!
От которых в зиму, в лете
Никогда покоя нет!
От которыих крестьянам,
Управителям, боярам,
Словом, людям в свете всем
Беспокойств живут тьмы тем!»
Будущий классик написал эти стихи в пятнадцать лет. Угадаете его фамилию?
Никто из тех, кому я задала эту загадку, не угадал. Ни одного предположения!
Но самое забавное, что услышав отгадку: Крылов! — не смеялись, а замирали в недоумении… Как?! Кто же не знает, что Крылов писал басни? А главное, он же — ДЕДУШКА! Неужели ему тоже когда-то было пятнадцать?!
А ведь и меньше было… Каждому ли удаётся в четыре года оказаться в списке кандидатов на виселицу? Сын офицера, вызвавшего сильнейшую «личную неприязнь» Пугачёва.
75 лет, прожитые Крыловым — не бог весть какой Мафусаилов век. Но в эти годы вместилось столько событий в жизни России, со столькими замечательными людьми свела Крылова судьба, столько великих успели при его жизни родиться и умереть…
Младший современник Фонвизина, Державина, Радищева, сверстник Карамзина. На младшее поколение — декабристов, Пушкина, Лермонтова, Гоголя он смотрел уже, как на детей и внуков.
На его веку заявила о себе молодая поросль великой литературы: Герцен, Тургенев, Достоевский, Толстой. Для них Крылов был не то, что «дедушкой», а патриархом, живой реликвией прошлой эпохи. Все они Крылова не просто ценили — любили.
Но ведь странно, что острый ум, острый язык и острое перо не создали этому человеку врагов? Правда, не создали и друзей. Никто не мог похвастаться доверительными отношениями с Иваном Андреевичем, никто не мог опровергнуть или подтвердить те анекдоты про Крылова, которые так охотно пересказывали «в свете». Которые возможно, сам Иван Андреевич и сочинял…
Совсем не случайно Пушкин, в полной растерянности перед феноменом, записал: «Мы не знаем, что такое Крылов».
Первый русский поэт, слава которого далеко перешагнула границы России… не имел образования. Никакого. Даже начального.
Отец его, Андрей Прохорович, возможно, послужил Пушкину прототипом капитана Миронова из "Капитанской дочки". Общего очень много: честный служака, почти вся служба которого прошла в маленькой крепостице на краю света. Более чем скромное жалование, на которое однако его жена, Мария Алексеевна, сумела создать семейное благополучие.
Но вот что в этой семье было совершенно необычно — это любовь к Книге. Это сейчас мы можем наивно полагать, будто в век без интернета все самозабвенно читали. Ничего подобного, «нормальные люди» не занимались глупостями, за которые не платят. На капитана Крылова сослуживцы смотрели, как на блаженного, когда с каждого жалования он выкраивал рубли на книжки! Поначалу общее мнение разделяла и жена, но Андрей Прохорович просто… стал читать вслух. Увлеклась. Да так, что попросила мужа и её обучить грамоте! Ванюшу уже научили вместе — на пятом году от рождения. Выдавали книжки по одной, и терпеливо расспрашивали, что он там понял, и как. Книга стала для сына святыней.
Казалось, судьба улыбнулась скромному семейству — отец получил назначение в Тверь. Председателем уголовной палаты. «Хлебная» должность, на которой иные сколачивали состояние. Иные… но не капитан Крылов.
А для его сына Тверь открыла такие возможности, о которых и мечтать было нельзя под Оренбургом! Здесь Ванюша впервые увидел театр. Пусть самодеятельный, семинарский, но всё же — театр! Здесь он впервые услышал профессиональное исполнение стихов, попал на концерт заезжего скрипача — итальянца… В домах местной знати, куда изредка случалось попадать вместе с отцом, висели настоящие картины, и оказалось, что ТАК рисовать тоже можно научиться… И что российская азбука — не единственная в свете, есть ещё и «латинская» — ключ к иноземным языкам!
Где он находил себе учителей? Как, получив от них лишь самые начальные сведения, двигался дальше сам? Этого Иван Андреевич не рассказывал. Упоминал лишь о таком происшествии: отец был приглашён князем Львовым, и явился вместе с сыном.
Дети Львова заинтересовались гостем — ровесником: что он знает, что умеет? Ванюша покорил их… чтением забавного рассказа «на голоса, как в театре». Потом прочёл стихи на итальянском. Принесли скрипку — сыграл и на скрипке. Несколько песенок.
Князь восхитился тем, что капитан Крылов даёт своему сыну такое образование, каким может похвастаться не всякий юный аристократ. А Андрей Прохорович только смущённо разводил руками: таких талантов в своём отпрыске он сам не подозревал!
Предложение заниматься у настоящих учителей вместе с детьми Львовых было принято с благодарностью. Но счастье оказалось очень недолгим. Отец прихварывал давно, а умер внезапно. И двенадцатилетний Ванюша стал Иваном Андреевичем, главой семейства, единственным кормильцем матери и трёхлетнего братишки. Ведь всё наследство, оставшееся от отца — заветный сундук с книгами.
Три года, битых три года чиновник Крылов переписывал казённые бумаги в магистрате. И хотя сам он считал это время потерянным, служба обогатила его такими наблюдениями за «жизнью», каких просто не могло быть у обычного, «нормального» дворянского недоросля. Да и у взрослого дворянина с более-менее благополучной судьбой. Не потому ли с самого начала Крылов презирал «сентименталистов», издевался над ними в своих пародиях? Не потому ли настороженно — недоверчиво относился и к «новым поэтам» — романтикам?
Но литературные баталии были ещё впереди, а пока… если в бумагах чиновника Крылова попадались рифмованные строчки — взыскание. Если под ворохом чужих «уголовных дел» пряталась книга — немудрено было и получить этой книгой по голове…
И к пятнадцати годам Иван Андреевич уже отлично понимал — нет большего зла, чем покорность судьбе.
«…Препятство злом напрасно мы зовём.
Препятством в нас желанье возрастает,
Препятством вещь сильней для нас блистает!»
В этих незрелых стихах — мысль, которая сделала бы честь и зрелому автору. Но как переломить ход событий? Петербург!
И начинающему поэту (уже поэту!) удаётся уговорить мать переехать в столицу. К дальней родне. Пусть первое время придётся пользоваться добротой родственников и сослуживцев отца, но скоро, очень скоро свет узнает нового драматурга! Крылова!
Но дирекция театра, куда Крылов явился с комедией «Кофейница», не пожелала даже поговорить с пятнадцатилетним драматургом…
Литературная известность, а вместе с ней и слава, всё же пришли. И пришли довольно скоро — остроумного, языкастого, неистощимого на выдумки поэта охотно приглашали сотрудничать в журналах. Объектами его насмешек были светские нравы, модные лавки, помешательство на всяческой «иностранщине»… всё это было забавно и не вполне безобидно.
Однако то, о чём Крылов действительно хотел поговорить с соотечественниками… Образ правления — об этом по условиям цензуры нельзя было и заикаться ни устно, ни тем более, в печати.
Идеалом казалось просвещённая монархия, но Екатерина — случайностью на троне. От главы государства всегда ожидают больше, чем он может сделать. Больше, чем в человеческих силах.
И вот, из номера в номер с продолжениями печатается переписка… эльфов и прочих созданий фантазии обо всём, что касается жизни странных существ — людей. О «кривосудии» и повальных взятках, о воспитании, результат которого — развращённость, о способе преподносить развращённость как добродетель — для этого надо всего лишь вступить в гвардию!
И как же люди любят обманываться, приукрашивая свою нелепую жизнь! Какие сочиняют сентиментальные пасторали о жизни прелестных пастушек и добродетельных пейзан! Далее следует картинка с натуры о русском крестьянине и его «любезной пастушке-подружке», занятых неравной борьбой за существование - и от этого совершенно не изящных. Пропахших навозом.
А кого люди почитают полезнейшим? Великим? Думаете, земледельца — всеобщего кормильца? Нет. Того кто, не выходя из своего царского дворца, истребит больше всего народа!
Результатом был обыск в типографии, и… вызов Крылова во дворец. Для личной беседы с императрицей. Беседы, после которой Иван Андреевич счёл за благо исчезнуть из столицы на несколько лет. В Петербурге его не держало более ничто — мать умерла, брат определён в полк, типографии нет, вольное слово придушено из страха перед «французской заразой»…
Но — «не имей сто рублей, а имей сто друзей»! Товарищи по литературному цеху охотно приглашали Ивана Андреевича в свои имения. Гостить в дворянских гнёздах было принято подолгу, по два — три месяца.
И живя поочерёдно то у одного, то у другого литератора, Крылов работал то секретарём, то домашним учителем. Играл на любительской сцене, рисовал… и обдумывал возвращение в столицу. С чем? Три его пьесы не приняты театрами. Можно прочесть и убедиться, что они не хуже того, что в театрах тогда имело успех. Но, пожалуй, и немногим лучше. Это ещё «не Крылов». Сатира? Преподнесённая иносказательно, она бы имела успех…
БАСНЯ?!
(Продолжение здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e907b6ecf9600c0144a52/vysokaia-mudrost-nizkogo-janra-6176d319c1fda31eb3c45114).
Окончание рассказа здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e907b6ecf9600c0144a52/dedushka-krylov-geroi-anekdotov-61782f20c3e831208caa9e63
А теперь улыбнёмся.
Понятно, что рисовать Ивана Андреевича в детстве было некому, и детских его портретов нет. Но Яндекс ведь никого без ответа не оставит!
Если набрать в поисковике "Крылов в детстве", вместо иллюстраций к биографии получите результаты, самые невероятные. От классических картин, изображающих мальчишек с книгами, до ... "фотографий родителей Крылова"! Вот самая невероятная находка:
Узнали молодого человека в кресле? А ведь это - ГИТЛЕР!