В Веломузее закончена реставрация редчайшей веломашины, которую по праву можно считать первой моделью советского времени. Этот велосипед изготовлен на московском Государственном Авиационном Заводе №1 (ГАЗ №1) в 1922 году.
Давайте разберемся, что за завод такой, почему он производил велосипеды и отчего про них никто не знает? ГАЗ №1 – это ничто иное, как национализированная декретом Совета Народных Комиссаров от 28 июня 1918 года знаменитая фабрика «Дукс» Акционерного Общества Ю.А. Меллера и Ко. К концу Первой Мировой войны А.О. "Дукс" владело центральным комплексом зданий в Ямской Слободке и авиастроительным филиалом на окраине Ходынского аэродрома с четырьмя ангарами для самолетов. На фабрике работали 800 рабочих и 71 служащий и она была одним из крупнейших машиностроительных предприятий Москвы. После национализации фабрику подчинили Главному Управлению Военной Промышленности (Военпрому). В 1917-1920 годах велосипеды на «Дуксе» не производились, так как предприятие было занято постройкой самолетов для армии. В 1920 году велопроизводство было восстановлено, хотя и в объемах намного более скромных, нежели в довоенный период. Поставок комплектующих из Великобритании во времена Военного Коммунизма конечно не было и велосипеды собирались из деталей собственно дуксовского производства и остатков довоенных складских запасов. Из-за этого четкий модельный ряд, принятый еще в начале 1900-х годов, не соблюдался. Выпускались в небольших количествах модели: «Мужская», «Дамская» и «Спортивная», а основной объем производства приходился на армейскую модель «Дукс Боевой», которая строилась для Красной Армии.
Представленный и в этом обзоре велосипед из коллекции Веломузея повторяет довоенную модель «Империал», но по комплектации несколько от нее отличается. Рама спаяна из узлов «дуксовского» производства, хотя на «Империале» использовались полностью или частично узлы английского производства. Ведущая звезда использовалась от моделей «Дукс №1» или «Дукс №2». Велосипед имеет свободный ход и оснащен педальным стремянным тормозом патента BSA. Примечательно, что велосипеды выпускались заводом ГАЗ №1 с металлическими табличками «Дукс», а на официальных бланках завода ниже официального советского наименования указывалось: «Бывший Дукс». Связано это было в первую очередь с прекрасной репутацией предприятия Ю.А. Меллера, которую большевики успешно эксплуатировали. При этом на детали велосипедов наносились клейма «ГАЗ№1», хотя параллельно встречались и клейма «DUX» - на компонентах из дореволюционных запасов. Качество изготовления не сильно отличалось от дореволюционного, что связано с тем, что на ГАЗе сохранилось ядро кадровых квалифицированных работников. Так как «Дукс» считался стратегическим оборонным производством, его рабочие и служащие имели «бронь» от призыва в армию и военное лихолетье их меньше затронуло – в начале 20-х они еще работали на своих местах. Произведенные «штатские» велосипеды шли в открытую продажу и пользовались большим успехом. Еще один интересный факт: в 1924 году трое студентов московского Института Физкультуры А. Князев, А. Фрейдберг и М. Плещ отправились в кругосветное путешествие, которое двое первых успешно закончили через 3 года. Вопреки часто встречающемуся в печати и в интернете информации, что ехали они на велосипедах Харьковского Велозавода, их велосипедами были «Советские Дуксы» завода ГАЗ №1. В коллекции Веломузея хранятся документы из личных архивов Князева и Фрейдберга, в числе которых накладные на выдачу бесплатно велосипедов от руководства ГАЗ №1. Этот факт подтверждается и фотографиями, также хранящимся в коллекции. Велосипеды «кругосветчиков» практически аналогичны описываемому в этом обзоре и отличаются формой рулей и наличию задних тормозных втулок. Про удивительное путешествие московских студентов я обязательно напишу отдельную статью. ;-)
Представленный велосипед сохранил оригинальную окраску и заводскую комплектацию, хотя, конечно, пришлось потратить немало времени и сил на реставрационные и консервационные работы. В коллекции Веломузея начитывается более 20 велосипедов «Дукс»1903-1924 годов выпуска разных моделей – представлен практически весь модельный ряд этой знаменитой фабрики. Имеются мужские и дамские, дорожные и спортивные и даже армейские модели.
Посмотрите обзоры дорожных велосипедов 1910-30-х годов, которые выпускались в России и СССР или бытовали на этой территории: