Представляю вам редчайший и интереснейший экспонат коллекции Веломузея! Этот складной военный велосипед называется «Дукс Боевой» и он изготовлен на московской фабрике «Дукс» Ю.А. Меллера в 1917 году по заказу Главного Военно-Технического Управления (ГВТУ) Русской Императорской Армии. Велосипед был предназначен для вооружения самокатных рот и батальонов РИА.
Рама складная; в сложенном виде Дукс-Боевой мог носиться на специальных ремнях за плечами самокатчика. История разработки отечественных складных велосипедов для армии началась задолго до начала Первой Мировой. Еще в начале 1900-х годов энтузиасты и крупные велопроизводители создали несколько самостоятельных оригинальных конструкций, которые были представлены для испытаний. В результате нескольких конкурсов военные так и не приняли ни одну из них на вооружение, хотя эти конструкции по своим характеристикам были значительно более удачны, нежели иностранные образцы. Началась Великая Война, и вновь разворачиваемым самокатным ротам понадобились армейские велосипеды в значительных количествах. Поскольку дело с испытаниями отечественных велосипедов двигалось медленно, в июле 1915 года был сделан крупный заказ фирме "Peugeot" на партию самокатов Жерара - классических складных веломашин, разработанных капитаном французской армии Анри Жераром еще в 1894 году. Велосипеды пошли на комплектацию вновь развернутых самокатных рот.
Обзор "самоката Жерара" из коллекции Веломузея можно увидеть здесь:
В первый военный год, помимо "Жераров" Военное Министерство закупало обычные, нескладные дорожные велосипеды у фабрик "Дукс" и "Лейтнер". Летом 1915 года было, наконец, принято решение об организации отечественного производства складных велосипедов. Военные решили, не останавливаясь на каком-либо из испытанных образцов, разработать на основании строгих технических условий новый, идеальный самокат. Разработку и изготовление опытного экземпляра взяла на себя фирма "Дукс", как имеющая наибольший опыт по этой части. В августе 1915 года доверенное лицо фирмы, инженер Михаил Михайлович Щипанов, получил от ГВТУ технические условия и образцы для работы. И уже в декабре первый образец прошел испытания в Учебной Автомобильной Роте и был возвращен на доработку фирме с незначительными замечаниями. В начале 1916 года новая модель, получившая название "Дукс Боевой", была принята ГВТУ и готова к производству. Автор разработки М.М. Щипанов в октябре 1916 года получил охранное свидетельство (патент) на конструкцию "Дукса Боевого". Принятие на вооружение Русской армии складного велосипеда собственной, и притом в высшей степени прогрессивной конструкции следует считать событием в отечественной истории техники!
Еще во время разработки "Дукса Боевого", летом 1915 года произошли важные изменения в делах обеих крупнейших велосипедных предприятий России. В июле велосипедная фабрика А. Лейтнера в Риге получила приказ об эвакуации в Харьков, так как немецкие войска уже подходили к Риге. Фабрика выполняла заказ Русской армии на поставку военных велосипедов и взрывателей для гранат и снарядов, так что считалась предприятием оборонного значения. В сентябре 1915 года имущество и оборудование "Фабрики велосипедов и автомобилей А. Лейтнера и Ко" было отправлено со станции Ревель в нескольких десятках вагонов в Харьков. После этого Александр Александрович Лейтнер вернулся в Ригу, где оставалась недвижимость в виде комплекса заводских корпусов. Исполнять обязанности директора в Харькове остался заведующий производством Александр Каспарович Фельдман. Примерно в то же время, "Дукс" получает крупный военный заказ на производство аэропланов и гидропланов. Велосипедное производство отступает на второй план, так как почти все производственные мощности и площади были переориентированы на авиапроизводство. Дело в том, что к этому моменту фабрика осталась единственным отечественным поставщиком боевых аэропланов для Русской Армии.
В феврале 1916 года в Харьков на имя Лейтнера из Москвы был передан патент, техническая документация и образец для производства складного военного велосипеда модели "Дукс Боевой" конструкции М. М. Щипанова. Фронт требовал все большее количество велотехники, и в ГВТУ было принято решение, (с согласия администрации "Дукса" и М.М. Щипанова), что "Боевые" будут производить оба крупнейших велосипедных предприятия страны. Условием передачи патента являлась выплата изобретателю установленной суммы с каждого собранного велосипеда или же рамы. В марте был заключен контракт на изготовление 3000 "Дуксов Боевых" для ГВТУ. Титаническими усилиями в условиях военного времени и тотальной нехватки сырья директору удавалось не допустить срыва графика производства и сдачи военному приемщику армейских велосипедов, коих фронтовые части требовали все больше и больше, между тем, как фабрика осталась единственным производителем их в России, так как московский "Дукс" прекратил производство в связи с загруженностью военным заказом на самолеты. В Харькове фабрика работала до конца ноября 1917 года. Всего же на предприятии с февраля по ноябрь 1917 года было изготовлено около 3600 велосипедов "Дукс Боевой". На самом "Дуксе" велосипедов конструкции Щипанова было сделано с апреля 1916 по март 1917 года всего 682 штуки (хотя контракт между А.О. "Дукс" и ГВТУ заключался на 2000 машин). После Октябрьской Революции и последовавшей в 1918 году национализации обеих предприятий производство «Дуксов Боевых» возобновили; заказчиком выступали уже самокатные части Красной Армии. В связи с постоянной нехваткой сырья и комплектующих велосипеды строились небольшими количествами и со значительными отступлениями от технологии, в связи с чем из войск поступали рекламации – командиры жаловались на постоянные поломки и некачественную сборку. В 1924 году производство «Дуксов – Боевых» окончательно свернули. Количество изготовленных в 1918-1924 годах военных велосипедов неизвестно.
Посмотрите организованную Веломузеем историческую реконструкцию русских самокатчиков с использованием велосипедов "Дукс Боевой" и "Пежо Жерар":
Экземпляр "Дукса Боевого", представленный в коллекции Веломузея, изготовлен в начале 1917 года на фабрике "Дукс" в Москве и является одной из 682 машин, сданных "Дуксом" заказчику, т. е. Главному Военно-Техническому Управлению РИА. Этот велосипед был найден мной в 2012 году в разукомплектованном и изрядно ржавом состоянии в подмосковном дачном поселке. Последние 70 лет велосипед не эксплуатировался и хранился на чердаке частного дома. За несколько лет "железного коня" удалось укомплектовать оригинальными частями, а в 2017 году была завершена и его реставрация.
Велосипед весит 18 кг и имеет складную раму с оригинальным, но надежным механизмом, позволяющим сложить велосипед вдвое за считанные секунды. Оснащен колесами диаметром 26 дюймов. Имеет заднюю втулку со свободным ходом и автоматическим тормозом Eadie Coaster.
В коллекции Веломузея хранится еще один экземпляр "Дукса Боевого", но изготовленного в 1917 году в Харькове на эвакуированной из Риги фабрике А. Лейтнера. Именно это предприятие в 1924 году дало рождение Харьковскому Велозаводу.
Здесь можно увидеть обзоры других военных велосипедов из коллекции Веломузея: