Найти тему
Андрей Мятиев

Складной велосипед "Дукс Боевой", построенный для самокатчиков Русской Императорской Армии в 1917 году - из коллекции Веломузея.

Представляю вам редчайший и интереснейший экспонат коллекции Веломузея! Этот складной военный велосипед называется «Дукс Боевой» и он изготовлен на московской фабрике «Дукс» Ю.А. Меллера в 1917 году по заказу Главного Военно-Технического Управления (ГВТУ) Русской Императорской Армии. Велосипед был предназначен для вооружения самокатных рот и батальонов РИА.

Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Рама складная; в сложенном виде Дукс-Боевой мог носиться на специальных ремнях за плечами самокатчика. История разработки отечественных складных велосипедов для армии началась задолго до начала Первой Мировой. Еще в начале 1900-х годов энтузиасты и крупные велопроизводители создали несколько самостоятельных оригинальных конструкций, которые были представлены для испытаний. В результате нескольких конкурсов военные так и не приняли ни одну из них на вооружение, хотя эти конструкции по своим характеристикам были значительно более удачны, нежели иностранные образцы. Началась Великая Война, и вновь разворачиваемым самокатным ротам понадобились армейские велосипеды в значительных количествах. Поскольку дело с испытаниями отечественных велосипедов двигалось медленно, в июле 1915 года был сделан крупный заказ фирме "Peugeot" на партию самокатов Жерара - классических складных веломашин, разработанных капитаном французской армии Анри Жераром еще в 1894 году. Велосипеды пошли на комплектацию вновь развернутых самокатных рот.

Обзор "самоката Жерара" из коллекции Веломузея можно увидеть здесь:

В первый военный год, помимо "Жераров" Военное Министерство закупало обычные, нескладные дорожные велосипеды у фабрик "Дукс" и "Лейтнер". Летом 1915 года было, наконец, принято решение об организации отечественного производства складных велосипедов. Военные решили, не останавливаясь на каком-либо из испытанных образцов, разработать на основании строгих технических условий новый, идеальный самокат. Разработку и изготовление опытного экземпляра взяла на себя фирма "Дукс", как имеющая наибольший опыт по этой части. В августе 1915 года доверенное лицо фирмы, инженер Михаил Михайлович Щипанов, получил от ГВТУ технические условия и образцы для работы. И уже в декабре первый образец прошел испытания в Учебной Автомобильной Роте и был возвращен на доработку фирме с незначительными замечаниями. В начале 1916 года новая модель, получившая название "Дукс Боевой", была принята ГВТУ и готова к производству. Автор разработки М.М. Щипанов в октябре 1916 года получил охранное свидетельство (патент) на конструкцию "Дукса Боевого". Принятие на вооружение Русской армии складного велосипеда собственной, и притом в высшей степени прогрессивной конструкции следует считать событием в отечественной истории техники!

Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Еще во время разработки "Дукса Боевого", летом 1915 года произошли важные изменения в делах обеих крупнейших велосипедных предприятий России. В июле велосипедная фабрика А. Лейтнера в Риге получила приказ об эвакуации в Харьков, так как немецкие войска уже подходили к Риге. Фабрика выполняла заказ Русской армии на поставку военных велосипедов и взрывателей для гранат и снарядов, так что считалась предприятием оборонного значения. В сентябре 1915 года имущество и оборудование "Фабрики велосипедов и автомобилей А. Лейтнера и Ко" было отправлено со станции Ревель в нескольких десятках вагонов в Харьков. После этого Александр Александрович Лейтнер вернулся в Ригу, где оставалась недвижимость в виде комплекса заводских корпусов. Исполнять обязанности директора в Харькове остался заведующий производством Александр Каспарович Фельдман. Примерно в то же время, "Дукс" получает крупный военный заказ на производство аэропланов и гидропланов. Велосипедное производство отступает на второй план, так как почти все производственные мощности и площади были переориентированы на авиапроизводство. Дело в том, что к этому моменту фабрика осталась единственным отечественным поставщиком боевых аэропланов для Русской Армии.
В феврале 1916 года в Харьков на имя Лейтнера из Москвы был передан патент, техническая документация и образец для производства складного военного велосипеда модели "Дукс Боевой" конструкции М. М. Щипанова. Фронт требовал все большее количество велотехники, и в ГВТУ было принято решение, (с согласия администрации "Дукса" и М.М. Щипанова), что "Боевые" будут производить оба крупнейших велосипедных предприятия страны. Условием передачи патента являлась выплата изобретателю установленной суммы с каждого собранного велосипеда или же рамы. В марте был заключен контракт на изготовление 3000 "Дуксов Боевых" для ГВТУ. Титаническими усилиями в условиях военного времени и тотальной нехватки сырья директору удавалось не допустить срыва графика производства и сдачи военному приемщику армейских велосипедов, коих фронтовые части требовали все больше и больше, между тем, как фабрика осталась единственным производителем их в России, так как московский "Дукс" прекратил производство в связи с загруженностью военным заказом на самолеты. В Харькове фабрика работала до конца ноября 1917 года. Всего же на предприятии с февраля по ноябрь 1917 года было изготовлено около 3600 велосипедов "Дукс Боевой". На самом "Дуксе" велосипедов конструкции Щипанова было сделано с апреля 1916 по март 1917 года всего 682 штуки (хотя контракт между А.О. "Дукс" и ГВТУ заключался на 2000 машин). После Октябрьской Революции и последовавшей в 1918 году национализации обеих предприятий производство «Дуксов Боевых» возобновили; заказчиком выступали уже самокатные части Красной Армии. В связи с постоянной нехваткой сырья и комплектующих велосипеды строились небольшими количествами и со значительными отступлениями от технологии, в связи с чем из войск поступали рекламации – командиры жаловались на постоянные поломки и некачественную сборку. В 1924 году производство «Дуксов – Боевых» окончательно свернули. Количество изготовленных в 1918-1924 годах военных велосипедов неизвестно.

Посмотрите организованную Веломузеем историческую реконструкцию русских самокатчиков с использованием велосипедов "Дукс Боевой" и "Пежо Жерар":

Экземпляр "Дукса Боевого", представленный в коллекции Веломузея, изготовлен в начале 1917 года на фабрике "Дукс" в Москве и является одной из 682 машин, сданных "Дуксом" заказчику, т. е. Главному Военно-Техническому Управлению РИА. Этот велосипед был найден мной в 2012 году в разукомплектованном и изрядно ржавом состоянии в подмосковном дачном поселке. Последние 70 лет велосипед не эксплуатировался и хранился на чердаке частного дома. За несколько лет "железного коня" удалось укомплектовать оригинальными частями, а в 2017 году была завершена и его реставрация.

Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед весит 18 кг и имеет складную раму с оригинальным, но надежным механизмом, позволяющим сложить велосипед вдвое за считанные секунды. Оснащен колесами диаметром 26 дюймов. Имеет заднюю втулку со свободным ходом и автоматическим тормозом Eadie Coaster.

В коллекции Веломузея хранится еще один экземпляр "Дукса Боевого", но изготовленного в 1917 году в Харькове на эвакуированной из Риги фабрике А. Лейтнера. Именно это предприятие в 1924 году дало рождение Харьковскому Велозаводу.

Здесь можно увидеть обзоры других военных велосипедов из коллекции Веломузея:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Фото сделано в 2012 году - именно в таком виде раритет поступил в коллекцию.
Складной военный велосипед "Дукс Боевой" 1917 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Фото сделано в 2012 году - именно в таком виде раритет поступил в коллекцию.
Самокатчики 9-го Советского Латышского полка, охранявшие в 1918 году московский Кремль. Бойцы вооружены велосипедами "Дукс Боевой" "лейтнеровского" производства. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Самокатчики 9-го Советского Латышского полка, охранявшие в 1918 году московский Кремль. Бойцы вооружены велосипедами "Дукс Боевой" "лейтнеровского" производства. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.