Этот велосипед – эталон английской технической элегантности и, одновременно – практичности. Чего в нем такого особенного, спросите вы? Конструкция на первый взгляд обычная, классическая. Этот образец британского велостроения поражает качеством изготовления каждой детали, каждого винтика буквально! Велосипед спроектирован так, чтобы владельцу было удобно на нем ездить, его обслуживать и при необходимости ремонтировать; при этом в каждой детали заложен огромный запас прочности и надежности – техника делалась с расчетом на многолетнюю эксплуатацию. Лёгкость хода можно считать идеальной – ведь все детали, кроме седла, изготовлены на заводах BSA, даже шарикоподшипники и приводная цепь. Подшипники имеют защищенные от пыли масленки для смазки, даже верхний и нижний рулевые и все четыре педальных! Задняя втулка со свободным ходом – «трещёткой» также оснащена маслёнками – одна для подшипников втулки, вторая – для обгонной муфты. Седло произведено знаменитой компанией Brooks и в отдельном представлении не нуждается. При комплектации этой машины мне удалось найти и установить на свои места редкие и обычно плохо сохраняющиеся части – оригинальные шины Dunlop, целлулоидные ручки руля и насос, а также инструментальную сумку. Велосипед укомплектован английским же карбидным фонарем Lucas 1920-х годов.
Велосипед имеет ручные тормоза стремянного типа на оба колеса с приводом жесткими тягами. Рассматривать механизм привода тормозов можно долго – тут тебе и мудреная кинематика, и шарниры разных типов… При этом все деталюшечки изготовлены так качественно и с такой любовью, что их просто приятно держать в руках! Практически все детали клеймёные – на них видна характерная пирамида из трех винтовок и буквы: B.S.A. Собственно, из-за этой эмблемы велосипеды в России и СССР в обиходе называли «Три ружья» - всем было понятно, о какой марке идет речь.
Знаменитая британская компания BSA (The Birmingham Small Arms Company), («Small Arms» – английская идиома, обозначающая ручное оружие) - была основана в 1862 году в районе Смолл Хит (Small Heath) на юго-востоке Бирмингема. Начав с производств оружия, компания в 1880 обратилась к производству нового транспортного средства – велосипедов. Успехи, достигнутые на этом поприще, сделали BSA одним из ведущих предприятий не только британской, но и мировой велосипедной промышленности.
Велосипеды BSA были очень популярны в Российской Империи – из компонентов, выпускаемых в Бирмингеме, строили свои велосипеды многие мастерские и даже некоторые фабрики, как, например, московский «Дукс», в ассортименте которой была модель «Дукс – Специальный», состоящая из комплектующих BSA. Завозились в Россию и комплектные велосипеды, пользовавшиеся здесь большим успехом. В Советское время популярность британской марки сохранилась и приумножилась – в 1920-х годах в СССР было поставлено значительное количество велосипедов BSA разных моделей. Английские веломашины эксплуатировались даже в Рабоче-Крестьянской Красной Армии и в милиции. В 1928 году руководство компании BSA начало переговоры с советским правительством об оказании технической помощи в деле постройки велосипедного завода в Москве, закупки оборудования, технологии производства велосипедов и обучения рабочих. Переговоры увенчались успехом и в Москве был построен велозавод плановой первоначальной производительностью 120 тысяч велосипедов в год. В январе 1932 года Московский Велозавод выпустил первые велосипеды. Надо сказать, что в 1932-33 годах велосипеды выпускались из компонентов английского производства и только во второй половине 1933 года было освоено производство полного цикла.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов у компании BSA также было закуплено много оборудования для оснащения и модернизации двух других советских велозаводов – Харьковского и Пензенского. Все советские велозаводы довоенного времени в значительной степени имели свое происхождение от BSA, а большинство моделей велосипедов имело прототипами модели BSA конца 1920-х. Примечателен факт, что компания BSA активно занималась введением стандартов в велостроении и сделала на этом поприще больше, чем кто-либо! Некоторые стандарты, введенные бирмингемскими велостроителями еще более 100 лет назад, используются по сей день - например, размерность резьбы в каретке, до сих пор именуемая «стандартом BSA».
Посмотрите обзоры различных моделей BSA из коллекции Веломузея:
... и российских и советских велосипедов, построенных с использованием комплектующих BSA или закупленных у этой фирмы технологий: