Найти тему
АХ - АнтиХрюня

Мифология HR (Глава 1)

Print Gallery (M. C. Escher) From Wikipedia, the free encyclopedia
Print Gallery (M. C. Escher) From Wikipedia, the free encyclopedia

Исследования рынка вакансий Москвы в области WEB-программирования продолжаю.  Сталкиваюсь в процессе поиска приложения своих сил с различными людьми и попадаю в разные ситуации, которые наталкивают на определенные размышления и выводы.

Зафиксируем некоторые вводные, чтобы было понятно, о чем идет речь, и почему происходят подобные события.

Мужчина, старше 40 лет, с высшим профильным образованием, проживающий в Москве ищет постоянную работу в офисе. Специализация - WEB-программирование.
Стек технологий PHP, JavaScript, CSS, HTML, SQL (MySQL), NoSQL(Redis)
Есть официальный опыт работы инженером-программистом, также выполнял ряд заказов на фрилансе.
рассматриваемый период 2021 год

Порой, общаясь с людьми, подбирающими кандидатов, у меня складывается ощущение, что разговариваю с лисой Алисой и котом Базилио из сказки про Буратино. Передо мной начинают раскручивать историю продукта (программного, с которым или над которым надо работать) или компании. Раньше я не понимал с какой целью это делается, потому что подавляющее большинство HR и всякого рода посредников это делают, но в дальнейшем понял, что за этим описанием они пытаются скрыть реальность, конкретику по вакансии, при наличии четких конкретных вопросов начинают повторять текст про продукт или компанию, просто переставляя абзацы. Более глубокое общение с техническими специалистами или руководителями чаще всего не идет в  противоречие со сказанным о продукте, но к непосредственной вакансии имеет слишком поверхностное отношение...

Правда из подобного рода текстов можно выудить определенные нестыковки и понять, где вас обманывают, рассказывают сказки.

Одной из нестыковок, а правильнее сказать МИФов, для меня является сказка про крутизну компании и экономию на сотруднике. Поясню, очень многие компании любят хвастаться тем, что у них крутые клиенты, называя известные на рынке имена, или просто рассказывая о своем лидерском положении на рынке. При этом особо подчеркивается важность и ценность работника на обсуждаемой должности. Но как только заходит разговор о непосредственных условиях, предлагаемых работодателем, зачастую начинают происходить метаморфозы. Например, потенциальный руководитель может заявить:

  • Мы хотим быть уверены в качестве ваших компетенций, компания не может нести риски приема на работу некомпетентного сотрудника, поэтому зарплата на испытательный срок будет на %%% ниже рынка;
  • Хоть мы и дали объявление о вакансии  в компании, но на первые месяцы мы можем принять сотрудника только по договору подряда, или как фрилансера;
  • В компании не совсем белая выплата заработной платы, вы же понимаете, налоги надо платить, а это накладно для компании.

Эти и подобные высказывания вступают в противоречие с ранее рассказанным и приводят меня к осознанию, что мне был нарисован МИФ, об успешности компании, а на самом деле, все не так радужно.  И обсуждать  условия теперь стоит более подробно, чтобы не столкнуться уже в процессе работы с новыми МИФами.

Руководители, которые так высказываются, зачастую не понимают, что такой диссонанс не очень полезен при общении с кандидатами, которые могут внимательно слушать и анализировать сказанное.  Руководители просто используют обычные штампы - заготовки общения на потоке. А потом недоуменно обнаруживают, что отобранные кандидаты пропадают и не выходят на связь или работу, даже после получения оферты.

Сталкиваясь с МИФами при поиске работы, надо определить для себя, что является критичным, а на что можно закрыть глаза. Один МИФ, может еще и не показатель проблем компании, может быть вызван непрофессионализмом конкретного сотрудника, но тем не менее стоит присмотреться, в особенности к критичным для вас МИФам.

Приведу пример из своего общения с одной компанией, в процессе которого выявил сразу несколько МИФов и отказался от продолжения разговора с ними.

На резюме, размещенное на одном из работных сайтов, пришло приглашение к рассмотрению вакансии WEB-программист, т.к.  цитирую “Ваше резюме показалось нам очень интересным.”.  На работных сайтах есть много шаблонов, и чтобы понять, насколько правдиво сообщение работодателя и уровень профессионализма человека, который присылает мне сообщение, в моем резюме есть одна запись: “ВНИМАНИЕ! Схемы дистанционных собеседований и интервью посредством мессенджеров только после первичной встречи с работодателем в его офисе.

После получения сообщения произошел в переписке следующий диалог:

Реальная переписка с представителем компании на работном сайте
Реальная переписка с представителем компании на работном сайте

Для меня проявился первый МИФ, никто мое резюме внимательно не читал, сделали просто выборку на работном сайте и рассылку с приглашением. Уровень профессионализма сотрудника, который участвовал в переписке со мной, после некоторого размышления определил как “бот”.

Что для меня “бот” - это программа или человек работающий по заданному скрипту, без понимания нюансов, и без вникания в процесс. У такого поведения есть положительный аспект - может охватывать и обрабатывать большое количество контактов, проводит селекцию и выявляет наиболее подходящие цели для дальнейшей обработки, причем самым простым способом - “в лоб”.

Поведение “бота” может быть вызвано личными качествами сотрудника, либо заданными функциональными установками руководством. Берем на заметку и двигаемся дальше...

В итоге диалога, мое резюме все-таки было внимательно прочитано и я был приглашен на беседу с руководителем команды разработчиков в офис.

Состоялась приятная беседа, на которой мне рассказали, какой прекрасный и перспективный продукт компания создала, и установила ее в офисах одной из самых крупных компаний России, и теперь эта компания просит развить и адаптировать продукт под некоторые свои требования.

Налицо КРУТИЗНА, и перспектива, причем в вакансии компании была обозначена очень неплохая заработная плата, правда с небольшим нюансом - “до ХХХ тыр.”

Как только перешли к обсуждению условий, мне было заявлено, что надо определить мой уровень владения предметом, и для этого будет проведено посредством мессенджера техническое интервью со спецом по продукту. После этого будет принято решение об условиях, которые может предложить компания. Но, и на этом был сразу сделан акцент, изначально мне смогут предложить контракт на месяц, и зарплата будет ниже заявленной в вакансии.

Вот тут для меня четко сработал МИФ, который я расписал выше - “все у нас круто, но не для тебя, на тебе мы будем экономить”.

Ладно думаю, посмотрим, как будет дальше развиваться ситуация, согласился на техинтервью. В назначенное время связался со мной руководитель, подключил техспециалиста, который начал задавать мне вопросы, чем я владею, с какими технологиями сталкивался, чем занимался ранее по специальности. Обычно на старте я нормально воспринимаю такие вопросы, они помогают разговорить кандидата, прийти к общей “волне”, чтобы не было нервотрепки и напряжения, к тому же, когда не видишь собеседника и не знаком с ним, то сложно с ходу понять его реакцию на происходящее, и соответственно выстроить правильно диалог. Но через минут 15 общения мне стали поступать вопросы из областей, которыми я в принципе не занимался (по системному администрированию серверов), а также вопросы, на которые были конкретно даны ответы в резюме, и это уже меня напрягло.

Уточнил у собеседника, что отразил круг своих компетенций в резюме, читал ли он внимательно мое резюме? На что получил ответ - “нет не читал, нет времени этим заниматься и независимо от того, что написано в резюме, я все равно задавал бы те же самые вопросы...”

Опять “БОТ” - подумал я, и в принципе в этом момент мне стало все понятно, моего места в компании “ботов” нет, но решил дослушать песню до последнего вопроса. Как только было озвучено, что вопрос заключительный, поблагодарил за общение, и сказал,  вижу  не подхожу под вакансию компании.

Становиться очередным “ботом” в компании не самая лучшая перспектива, один “бот” в компании может быть случайностью, а вот большее их количество - целенаправленный подбор или настройка руководством.

К тому же фраза: “... нет времени...” - режет мне слух очень сильно. Человек не понимает, что если такое заявление он делает в рабочем процессе, то тем самым стреляет своей компании в ногу (приземляет ее для меня), а себе в голову (полностью теряет свой профессионализм в моем восприятии). Здесь  наверное стоит пояснить мою точку зрения.

Если у работника “нет времени” на выполнение своих профессиональных обязанностей, то могут быть следующие причины:

  • Сотрудник перегружен работой и в компании все достаточно плохо с управлением или людскими ресурсами;
  • Сотрудник не умеет квалифицированно выполнять свою работу, поэтому работа сотрудником выполняется дольше оптимального срока;
  • Сотрудник слишком высокого мнения о себе и обозначает свою занятость коллегам;

Любая из причин - отрицательный маркер, вопрос только кому поставить знак минуса, компании или сотруднику. В обсуждаемой ситуации, я бы поставил минус из пункта - не умеет квалифицированно выполнять свою работу. Так как в интервью сотрудник задавал вопросы, которые четко были отражены в резюме, я просто переозвучил все написанное, и это заняло более 10 минут (озвучивание вопросов - и мои ответы), тогда как на прочтение моего резюме достаточно было потратить 2-3 минуты. Сотрудник выполняет функцию “бота” - озвучивает кем-то написанные вопросы, и это могло бы быть его персональным оправданием, но он делает заявление “нет времени”, а “боты” так себя вести не должны...

В итоге, на конец октября 2021 года, компания продолжает искать своего идеального “бота”, периодически обновляя  вакансию, с интервалом в несколько дней.