Найти в Дзене

Оформление сценария

В связи с тем, что многие отправляют на конкурсы сценарии в неверном формате, SKRIPTR решил расписать правила оформления, а заодно и расписать сценарные сокращения и обозначения.

Первое, с чего всегда начинается оформление - это с разметки. Но этот этап, который сводил с ума сценаристов 50 лет тому назад, который заставлял их комкать листы бумаги и кидать в урну сейчас можно даже не учитывать. Все дело в программах, взявших на себя эту обязанность. А писателям остается лишь нажимать enter от блока к блоку. В качестве примера можно привести программу «КиТ сценарист». Не только по тому, что она является самым полным и подходящим вариантом для русского писателя, но и по тому, что разметка на SKRIPTR проводилась на базе этой программы. Но и другие сценарные программы также имеют уже установленную правильную сценарную разметку. 

Главное, что нужно запомнить раз и навсегда:
 в программе word писать сценарии запрещено!!! Единственное, что нужно сразу понять, так это то, что писать необходимо в настоящем времени. Никакая программа никогда не сможет откорректировать это. А ведь процентов 90 начинающих именно этим и грешат, даже зная это правило. Но их можно понять, ведь в книгах всегда используется только прошедшее время. 

Основных блоков в сценарии всего 4:

  • Время и место действия
  • Описание действия
  • Имя героя
  • Реплика героя.

Этими четырьмя блоками пользоваться, как говорят в науке, необходимо и достаточно, чтобы написать большинство сценариев. Но нередко стоит прибегнуть и к таким блокам как ремарка и титр.

Время и место действия

С этого блока начинается любая сцена. 
Первые 3 буквы этого блока зависят от того, где происходит события сцены. Если в закрытом пространстве, то пишите ИНТ, если в открытом , то НАТ. 
Если ваш блок ИНТ. СПАЛЬНЯ - ДЕНЬ, то если Ваш персонаж перешел на кухню, то Вам придется создавать новый блок.
Бывает ситуация, когда Вам нужно показать действия героев в разных локациях почти одновременно. Для этого можно ставить дробь, например: ИНТ/НАТ. ГАРАЖ/ПОЛЕ - ДЕНЬ. Это удобно использовать, если ваши герои разговаривают по телефону, а также если сюжет в этом участке динамичный. 

Посредине мы пишем название места. Тут никаких нюансов. 

Завершает этот блок «время действия». 
Чаще всего используется стандартное УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Но при необходимости можно использовать и РАССВЕТ или ПОЗЖЕ.
Если необходимо написать точное время, то здесь необходимо использовать блок ТИТР, о котором сказано ниже. 
Важно понимать, что УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ не являются источником света в кадре. Они являются как раз временем суток, для поддержания хронологии, в том висле и для самого сценариста. 
А Если для вашего сценария не важно время, то его приписывать и необязательно. Например, если дело весь сценарий обстоит в комнате, как в фильме «комната».

Описание

Здесь описываются процессы вашей сцены. 
Рекомендуется при большом объёме действий разбавлять текст диалогом, даже коротеньким междометием «ой». Но даже ежели текст окажется сплошной стеной, ошибкой это не будет.

Имя героя

Имя героя изначальна появляется не в этом блоке, а в предыдущем блоке описания. И полностью выделяется заглавными буквами. Но только при первом появлении. Также необходимо указать возраст героя цифрой рядом с именем: ДЕД (65). Описывать его нужно только в случае необходимости. У вышеупомянутого деда может быть борода, а может и нет, если в дальнейшем она никак не упоминается. Имя героя нельзя изменять по ходу сценария.

Реплика или диалог

Этим блоком Вы расписываете слова, которые ваш герой произносит.

Ремарка

Показывает, чем занимается герой реплики в данный момент, например (кривляясь), (передразнивая), (на ушко). Не стоит делать длинные ремарки. На это есть описания. 
В ремарке также можно использовать разговор на другом языке, например (по-английски). Можно использовать в телефоном разговоре (из телефона), при выдерживании паузы (пауза) и в других случаях, где не хочется сбивать темп сценария.

Титр

Нужен для того, чтобы показать информацию, которую мы не можем показать действием или сеттингом. Например, "Штат Техас" или "1914 год", ведь зритель не может визуально определить, а для истории это важно.
Для оформления разумнее и проще всего использовать такую модель:
ТИТР: информация.

СЦЕНАРНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ГГ или ДЛ

Главного герой или Действующее лицо занимают позицию в имени героя, если автор не хочет раскрывать имя героя с первого его появления, либо же имя героя совершенно не важно для данного сценария.

ЗТМ и ИЗ ЗТМ

С ИЗ ЗТМ сценарий начинается, а ЗТМ он заканчивается. Но это может применяться и в середине сценария, чтобы подчеркнуть, например, глобальное изменение между сценами.

КП и ОП

Крупный и общий планы
Операторская аббревиатура, но может быть очень полезной и для сценариста, чтобы подчеркнуть объект сеттинга четко и без лишних слов. 

Пример: КП - телевизор. 

Сразу понятно, что речь дальше пойдет о том, что в телевизоре или на нем.

ТЗ

Точка зрения персонажа
Это необходимо, чтобы составить описание, основанное на видении героя. Сам герой не должен быть в кадре, ведь съёмка происходит из его глаз. 

Пример: ТЗ - президент

(ВПЗ) и (ЗК)

Аббревиатуры, которые путают чаще всего. Но разница между "Вне поля зрения" и "За кадром" в том, что в первом случае герой находится в описанной локации, либо не по далеку, а во втором герой не только находится не в локации, он даже не в том же временном интервале. Он вообще где-то за гранью. За кадром. Так, в общем-то, и называется ЗК. ЗК используют в основном для воспоминаний или как голос героя в роли рассказчика. 

Пример: РАССКАЗЧИК (ЗК), БАНДИТ (ВПЗ)

(ПРОД.)

Ставится рядом с именем героя в том случае, когда его реплика прервана чужим или его же действием. 

Пример: ШРЕК (ПРОД.)

ВОСПОМИНАНИЕ или ФЛЭШБЭК

Нужен для того, чтобы показать воспоминание героя. Оформляется это так:

ИНТ. ГАРАЖ - ДЕНЬ - ВОСПОМИНАНИЕ 
Текст воспоминания. 
После окончания воспоминания мы пишем, 
 «ИНТ. ГАРАЖ -  ДЕНЬ - ВЫХОД ИЗ ВОСПОМИНАНИЯ» или «ИНТ. ГАРАЖ -  ДЕНЬ - НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ»

ПРИМЕЧАНИЕ

Примечание необходимо в случае, когда необходимо посвятить читателя в детали сценария. Например: 

ПРИМЕЧАНИЕ: ВСЕ АФРИКАНЦЫ В СЦЕНАРИИ РАЗГОВАРИВАЮТ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

ММ
Микрометр. Сценарий равный 1 странице. 

КМ
Короткометражный. Сценарий длиной 2-30 страниц.

СМ
Среднеметражный. Сценарий длиной 31-59 страниц.

ПМ
Полнометражный. Сценарий длиной 60 и более страниц.

Логлайн
несколько строчек о вашей истории, заставляющие прочитать именно ваш сценарий, а не чей-либо

Синопсис
Краткое содержание вашей истории, рассказанное на листе А4.

#сценарий #сценаристы #кино #фильмы