Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Понимание других людей - несколько идей о том, как это можно тренировать у детей постарше и подростков с алалией и аутизмом

Как я уже писала здесь, способность предсказывать последствия влияет и на отношения с другими людьми. Но заданий только лишь на причинно-следственные связи может быть недостаточно, чтобы научить ребёнка предсказывать, что подумает/сделает другой человек. Для этого нужны практика с гипотетическими ситуациями.

картинка из открытых источников
картинка из открытых источников

Есть известный тест Салли-Энн на понимание ложности убеждений первого порядка. Я о нём писала в этой статье. Он примечателен тем, что его заваливает 80% аутистов, в то время как 85% детей с нормальным развитием и синдромом Дауна успешно проходят тестирование начиная с 4 лет, что говорит о том, что тут не столько влияет интеллект, сколько умение встать на место другого человека.

Тем не менее, 20% аутистов таки проходят этот тест. Как правило, это дети с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера. Правда тут рано ликовать. Тест Салли-Энн это "цветочки". С "ягодками" в виде тестов второго порядка люди даже с нетяжелым РАС испытывают серьёзные затруднения.

Но они хороши не только диагностикой, но и возможностью найти западающие свойства мышления, обсуждать проблемы и прорабатывать их. Вот пример такого теста:

"У Салли короткие светлые волосы. Она была в доме своей тети Кэрол. В дверь позвонили. Это была Мэри, соседка. Мэри сказала “Привет”, затем посмотрела на Салли и сказала: “О, я не думаю, что встречала этого маленького мальчика. Как тебя зовут?”
Тетя Кэрол спросила: “Кто хочет чашечку чая?”.
Вопросы:
В чьем доме была Салли?
Знала ли Мэри, что Салли - маленькая девочка?

Этот тест разработан Саймоном Коэном - он один из самых известных исследователей РАС и теории разума (механизма понимания других людей). Его простые истории позволяют обсудить с ребёнком причины поступков других людей. В тексте выше, например, очевидно, что соседка приняла Салли за маленького мальчика потому, что у неё были короткие волосы и она до этого никогда не видела девочку, которая тут не живёт, и не могла ничего о ней знать. Но это для нас очевидно. Человек с дефицитом понимания других людей тут вполне может дать маху. Тем не менее, читая, сочиняя и обсуждая подобные истории, вы можете сделать так, что ошибок станет хоть немного меньше.

Тексты ещё нескольких тестов с вопросами доступны по этой ссылке (с 22-ой страницы). Они на английском языке, но легко переводятся при помощи яндекса/гугла. Актуальны для детей 7-11 лет. Кому интересны занятия для детей помладше, здесь я выкладывала наши пособия по развитию эмоционального интеллекта.

На подростков и взрослых разработано похожее тестирование (adult version). Оно хорошо тем, что в нём разбираются социально неловкие ситуации. Пример:

Муж Хелен устраивал вечеринку-сюрприз в честь ее дня рождения. Он пригласил Сару, подругу Хелен, и сказал: "Никому не говори, особенно Хелен".
За день до вечеринки Хелен была у Сары, и Сара пролила немного кофе на новое платье, которое висело на её стуле.
"О! - воскликнула Сара, - я собиралась надеть это на твою вечеринку!"
"Что за вечеринка?" сказала Хелен.
"Давай, - сказала Сара, - посмотрим, сможем ли мы вывести пятно.
Вопросы:
1. Кто-нибудь сказал что-то, чего не следовало говорить, или что-то неловкое?
Если да, спросите:
2. Кто сказал что-то, чего не следовало говорить, или что-то неловкое?
3. Почему он/она не должен был этого говорить или почему это было неловко?
4. Как вы думаете, почему он/она это сказал?
5. Помнила ли Сара, что вечеринка была вечеринкой-сюрпризом?
6. Как вы думаете, что чувствовала Хелен?
Контрольные вопросы:
7. Для кого в этой истории была вечеринка-сюрприз?
8. Что пролилось на платье?

Тексты тестов для взрослых можно найти здесь (бесплатно, читать с 3-ей страницы).

Платно у С. Барона-Коэна оказывается уже давно продаётся пособие по наущению ребят с аутизмом пониманию эмоций и поступков других людей с практическими заданиями. Бесплатно не нашла - есть на амазоне и стоит дорого. Но, возможно, пригодится кому-нибудь из зарубежных читателей или кто-нибудь поделится ссылкой, где можно найти сие пособие бесплатно, не так дорого и может даже на русском языке.

Помимо проговаривания разных ситуаций не забываем, что для улучшения понимания ребёнком других людей важно прокачивать:

  • Связную речь и её понимание

Исследования показывают, что не только аутисты, но и дети с серьёзными речевыми нарушениями часто отстают от сверстников в понимании намерений других людей. Например, для некоторых таких детей фразы типа "Собака укусила человека" или "Собаку укусил человек" будут одинаковы - они не видят разницы, так как не улавливают окончаний слов и грамматических отношений между ними. И такая путаница может их ждать где угодно.

Ещё может быть дефицит прагматического языка - когда человек не понимает подразумевающегося подтекста. Это нарушение более свойственно РАС, но встречается и отдельно. Выглядит примерно так:

Петя: Саша, ты будешь торт?
Саша: я поел дома.
Петя: ???

Петя не понимает Сашу, так как не может мысленно достраивать подразумевающиеся конструкции: "Я не буду торт потому, что я поел дома". Для него всё выглядит так, словно бы Саша от балды сообщил ему не относящуюся к делу информацию.

  • Подражание и сюжетно-ролевые игры

Для детей постарше и тем более подростков не особо актуально играть в Барби/катать машинки, но те же вопросы решают бытовая работа по дому в духе "делай как я", домашние квесты, совместное чтение по ролям, кружки актерского мастерства. Касательно последнего отмечу, что если состояние ребенка не тянет обычные секции, то имейте ввиду, что начали появляться инклюзивные театры - возможно, в вашем городе такой есть;

  • Рабочую память

Крайне важна, так любой человек может сделать правильный вывод только удерживая в голове нужный массив информации.

У аутистов, алаликов, СДВГшек этот вид памяти часто западает, вызывая проблемы на ровном месте. Из-за него ребёнок порой не может предсказать даже ближайшие и очевидные последствия, что влечет трудности как с планированием, так и с общением. Как работать с рабочей памятью я писала здесь. К советам в статье добавлю, что также хорошо расширяют рабочую память настольные игры вроде шахмат и чтение с пересказом прочитанного.

+ Может кому-нибудь пригодится, тем более, что это бесплатно и доступно для занятий дома. Есть такая вещь, как метакогнитивный тренинг.

Его разработали для подростков и взрослых с шизофренией, чтобы им было легче не уходить от общества, контактировать с другими людьми и избегать ловушек мышления. Потом оказалось, что он может быть эффективен и при обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР), депрессии, социофобии.

Насчет РАС по нему мало данных, чтобы утверждать о какой-то великой эффективности, но в нём тренируется много актуальных для аутизма задач. Например, можно попрактиковаться в приписывании убеждений другим людям, учиться избегать зацикливания, чувствовать себя не так напряженно в людной обстановке.

Скачать адаптированную русскую версию можно здесь с сайта Гамбургской университетской клиники, где тренинг и был разработан.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)