Сегодня продолжим разговор об афганской войне 1979-1989 годов и рассмотрим, с чего она вообще началась. Не эту тему есть прекрасный материал дипломата Михаила Конаровского - с него и начнём. Итак...
"Левый" - не значит, лучший
Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) принадлежала к самому "левому" флангу политического спектра. Её создатели были марксистами ленинского толка, и одного этого для традиционалистского Афганистана было уже "выше крыши". НДПА неожиданно легко захватила власть в Кабуле, совершив военный переворот в духе Октябрьской революции.
Однако свергнув президента М. Дауда и уничтожив его вместе с семьёй (тоже отзвук Октября?), НДПА оказалась совершенно не готовой к управлению страной. В Революционный Совет, объявленный высшим органом власти, вошли Нур Мухаммед Тараки, Бабрак Кармаль и Хафизулла Амин. Всё это были люди, объятые "пламенем марксизма-ленинизма" в его самом худшем варианте.
"Хальк" и "Парчам"
Как пишет Конаровский, "Ахиллесовой пятой" революционеров из НДПА стало полное пренебрежение традициями афганского общества. Не слушая никого, они начали силой ломать вековые устои и образ жизни населения, ориентируясь на опыт раннего СССР. Ускоренное внедрение "социализма" сопровождалось открытой борьбой с инакомыслием и острой внутрипартийной склокой. В партии началось обособление фракций "Хальк" и "Парчам".
Нур Мухаммед Тараки - новый лидер страны - руководил фракцией "Хальк". Революционный романтизм Тараки довёл его до полного отрыва от реальности. Ему казалось, что идеалы равенства и социальной справедливости, почерпнутые им из марксистских книжек, присущи всем афганцам. На встрече с советским послом А.М. Пузановым 30 апреля 1978 года Тараки убеждал последнего, что, хотя Апрельская революция была совершена вооружёнными силами, за ней, тем не менее, стоял весь афганский народ, а потому НДПА твёрдо намерена осуществлять стоящие перед ней "революционные задачи" согласно принципам марксизма-ленинизма.
Самое любопытное, Тараки был уверен, что СССР обязан оказывать НДПА всемерную поддержку и нести за её "реформы" всю полноту ответственности на основе международной пролетарской солидарности. Ещё более интересно, что так же думали все высшие функционеры обеих фракций НДПА.
Начало мятежей и гибель Нур Мухаммеда Тараки
Тараки совершал одну ошибку за другой. Из-за его упорства уже во второй половине 1978 года в Герате вспыхнуло одно из первых организованных антиправительственных выступлений.
Тараки "истерично призывал Москву ввести в город воинские подразделения". Он даже готов был полностью разрушить Герат с его уникальным культурно-историческим центром.
Как пишет М. Конаровский:
"Позднее специально направлявшиеся в Кабул советские партийно-государственные деятели ... призывали нового лидера Афганистана и его коллег по ЦК НДПА не спешить с реформами, направлять первоочередные усилия на укрепление новых властных структур, однако он не внимал увещеваниям. Вместо анализа причин выступления он упорно вёл линию на обострение отношений с вооружённой оппозиций, уповая при этом на всестороннюю поддержку со стороны СССР".
При этом лидеры НДРА настойчиво требовали от советского руководства ввести в Афганистан войска.
Хафизулла Амин захватывает власть
Одним из рьяных сторонников советского вооружённого присутствия в Афганистане был Хафизулла Амин. 10 октября 1979 года его сторонники совершили переворот. Амин стал новым лидером партии и страны. По его приказу Тараки был убит. Амин отличался властолюбием, был твёрдым, жестоким и настойчивым в достижении своих целей человеком. Он стремился подчинить себе окружающих. К тому же обладал хорошими организаторскими и ораторскими способностями.
Такой человек во главе Афганистана казался советскому руководству опасным. Он тоже был "леваком", и это раздражало Москву не меньше, чем афганских моджахедов. К тому же весть об убийстве Тараки привела Л.И. Брежнева в шок. Он посчитал себя лично оскорблённым и не намерен был прощать Амину обиды.
Все эти события происходили на фоне нарастающего протестного движения, которое возглавляли духовные учителя и традиционалисты всех мастей. Широкая оппозиция объединилась под лозунгом борьбы против "неверных". Пакистан, Саудовская Аравия, США и тогдашнее руководство Китая оказывали моджахедам моральную и материальную помощь.
Афганистан вновь вступил в тяжёлый этап своей политической жизни, завершившийся 27 декабря 1979 года вводом ограниченного контингента советских войск, штурмом резиденции Амина, его устранением и назначением лидера фракции "Парчам" Бабрака Кармаля главным руководителем партии и государства.
Подводим итоги
По мнению М. Конаровского, с которым трудно не согласиться, одним из основных мотивов решения Москвы о вводе войск в Афганистан "оказались опасения, что в случае коллапса в Кабуле вакуум власти может заполниться враждебными ей силами, подстрекаемыми Западом". Сам М. Конаровский находился в то время в афганской столице, и у него создалось впечатление, что режим Амина в любом случае обречён и продержаться долго не сможет. В Кремле, по-видимому, верно решили, что в условиях противостояния с США нужно было спасать НДПА от её "одиозного, всё менее предсказуемого и всё более экстремистского лидера".
В качестве предлога для ввода войск, напоминает М. Конаровский, в Кремле использовали "просьбы Кабула о поддержке новой власти перед лицом всё возраставшей активности ... моджахедов". После успешной операции "Альфы" было объявлено, что Амина ликвидировали "здоровые силы партии", а дальше началось десятилетие, которое лучше бы не начиналось.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору