Найти тему
Мир Людей ✓

Чему посвящена картина Верещагина «Апофеоз войны» и за что ее хотели сжечь при Александре II

Картина Василия Василевича Верещагина «Апофеоз войны» была написана в 1871 году и оказала довольно сильное впечатление на зрителя. В центре сюжета самое насущное для каждого человека – жизнь и смерть. Давайте разберемся, что именно хотел сказать художник своей картиной, и почему при дворе Александра II ее сочли опасной и даже хотели сжечь.

Василий Верещагин "Апофеоз войны". Холст, Масло.
Василий Верещагин "Апофеоз войны". Холст, Масло.

Предыстория

Русский художник-баталист В.В. Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце в семье местного предводителя дворянства. С малолетства был определен в Александровский кадетский корпус, затем закончил морской кадетский корпус после чего был зачислен на военную службу. Прослужил Верещагин не долго. Выйдя в отставку в звании мичмана, он поступил на учебу в Петербургскую академию художеств.

В 1867 году Верещагин решает уехать в Туркестан. Он горит желание узнать и увидеть, что такое война воочию. В Средней Азии художник знакомится с генерала-губернатором К.П. Кауфманом – одним из главных завоевателей Туркестана. Верещагин с головой погружается в радости и горести военного быта. Он видит смерть, отчаяние людей и массовые разрушения. Будучи художником по сути и по натуре, он находится под сильным впечатлением от происходящего. Внутри него зреет замысел настолько мощный, что в итоге он пишет не одну картину, а целую серию полотен.

«Туркестанская серия» включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка. «Апофеоз войны» является частью этой серии. Все работы серии были выставлены автором в Лондоне в 1873 году, а потом в Москве и Петербурге в 1874.

Три варианта

Все мы прекрасно помним сюжет картины «Апофеоз войны»: гора черепов на фоне разрушенного города и высохшей, изможденной степи. В ярком лазурном небе кружат вороны. Эта картина полна символизма, и всем своим содержанием указывает на полную и безоговорочную власть смерти.

Изначально картина была названа «Торжество Тамерлана». Привязка к известному имени дала некоторые версии о том, что на ней изображено. Возможно, автор хотел показать итог многочисленных войн Тамерлана, который уничтожал все на своем пути, оставляя разруху и смерть за собой.

Иные исследователи уверены, что картина Верещагина связана с историей о женщинах Багдада и Дамаска, которые пожаловались на своих мужчин, обвиняя их в разврате и пьянстве. Узнав об этом Тамерлан повелел сложить пирамиды из голов нечестивцев. Всего получилось семь ужасающих, но весьма поучительных пирамид.

Согласно третьей версии, Верещагин создал «Апофеоз войны», находясь под впечатлением от поступка правителя Кашгара Валихан-торе, который казнил европейского путешественника и водрузил его голову на гору голов других казненных им людей.

Все три версии пугают и поражают жестокостью, однако имеют лишь косвенное отношение к картине Верещагина. Если рассмотреть ее поближе, на черепах можно заметить круглые следы от пуль. Да и надпись, сделанная художником на раме, расставляет все по своим местам: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

Верещагин за мольбертом, 1902 г.
Верещагин за мольбертом, 1902 г.

Покушение на картину

«Апофеоз войны» - картина с глубоким и тяжелым смыслом. Она производит гнетущее впечатление и заставляет задуматься: стоят ли завоевательные войны жертв, которые приносятся ради них. Именно так действовала картина на зрителя в России и за рубежом в XIX веке. При дворе Александра II батальные картины Верещагина вызвали бурю негатива. Великосветская публика посчитала искусство Верещагина порочащим честь русской армии. Некий прусский генерал даже настаивал на том, что «Апофеоз войны» необходимо сжечь из-за его исключительно пагубного влияния. Агрессивная реакция двора плохо сказалась на репутации мастера, и его картины практически не продавались.

Только частный меценат и большой ценитель настоящего искусства Третьяков купил несколько картин из «сомнительной» серии в свою коллекцию и тем самым сохранил для нас с вами этот мрачный, но философский шедевр.
Мастерская В. В. Верещагина в его доме в Нижних Котлах
Мастерская В. В. Верещагина в его доме в Нижних Котлах

Выводы

Сейчас «Апофеоз войны» выставлен в Третьяковской галерее в Москве. Спустя 150 лет люди все еще останавливаются у этой картины и смотрят, размышляя о пагубах войны, о ценности и краткосрочности всего живого. Всем нам совершенно ясно, что картина Верещагина о войне, точнее о том, к чему она приводит.

Верещагин написал «Апофеоз войны», имея в наличии всего три черепа, выставляя их в разных ракурсах. Идея этой картины родилась не от праздных раздумий, а от обреченности и жестокости военного времени, которое автор увидел и прочувствовал. Он захотел донести до правителей всех времен, что цена завоеваний, которые они так лелеют, непомерно велика. Картина мастера «Апофеоз войны» призвала вразумлять, отрезвлять и разочаровывать тех, кто готов расплачиваться жизнями людей за земли, власть и богатства.