Когда он возник в нашем искусстве, когда стал скелетом, когда облысел, куда делись ключи и как часто рисуют яйцо.
Будем патриотами: сегодня канун Дня всех святых, самый подходящий день, чтобы поговорить о нежити, но не буду показывать вам капиталистическую западную. Давайте взглянем на самого харизматичного ходячего скелета в русском искусстве!
Как вы увидите ниже, к своему узнаваемому имиджу русский Кащей пришел не сразу.
КАК ПРИДУМЫВАЛИ КАЩЕЯ
Как и многие другие его коллеги, этот "старинный персонаж из русского фольклора" совершенно не "старинный", и для нас визуально изобретен никаким не народным творчеством, а профессиональными художниками рубежа 19-20 веков.
Когда мы разглядываем его изображения раннего этапа, становится очевидно, что канона внешности Кащея не существовало.
Вот лубочный листок "Кащей и его желание" (появляются с 1850-х?). Кажется, Кащей -- это тот, кто на диване с хвостом, но без подписи и не догадаешься.
На этой группе изображений Кащей тоже на себя совсем не похож. Крылья, как будто он ангел смерти или вампир, доспехи, меч... из них только меч станет привычным атрибутом. Короны нет.
Со временем возник консенсус, что Кащей стар, бородат и носит корону.
В 1880-1890-х начинает складываться канон его изображения. Причем мне кажется, что на него повлияли изображения царя Иван Грозного! (Заметьте, тоже вымышленные).
Любопытен пример эволюции образа Кащея в творчестве замечательного нашего живописца Сергея Малютина (легендарного изобреталя матрешки).
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ХУДОЖНИКИ -- ТВОРЦЫ АРХЕТИПОВ НАШЕГО ДЕТСТВА
Самый важгый пласт изображений Кащея нам дает театральное искусство, ибо в начале ХХ века персонаж часто появлялся на сцене, в основном в операх и балетах. Любопытно проследить за эволюцией образа в эскизах костюмов. Именно театральные художники, которые были еще большими прикладниками, чем иллюстраторы книг, сформировали узнаваемую иконографию Кащея.
Ранняя группа театральных образов не имеет канонических черт, это просто некий мрачный старик в богатой русской одежде.
В 1902 году в Москве прошла премьера одноактной оперы Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный", то есть он удостоился отдельного самостоятельного произведения.
Вот фотография исполнителя главной роли Ф. Ошустовича.
Мы видим, что это длиннобородый старик в короне, демонических черт пока нет. С таким же успехом это может быть и Морской царь. А по рисунку костюма видно, что неочевидным, но частым атрибутом Кащея становятся ключи на поясе, на большой стальной цепи.
Кащей появляется и в другом произведении Римского-Корсакова -- опере-балете "Млада", премьера которого прошла в 1892 году.
На примере грима к этой постановке мы видим возникновение другой важной черты Кащея -- он не просто стар, он жутко стар, поэтому ужасно худой. Фактически он представляет собой обтянутый кожей скелет, правда, еще в переносном смысле этого словосочетания.
Глядя на фотографию выше, думаю, что Васнецов видел эту постановку: уж слишком Кащей похож, а, как мы теперь знаем, у него был огромный выбор вариантов, как рисовать Кащея.
То есть, худоба появляется в числе важных признаков, но пока еще не закрепляется.
Наиболее известное и важное появление Кащея в театре -- в балете Стравинского "Жар-птица" (1910) из дягилевских Русских сезонов. Можно сказать, что именно этот спектакль дал Кащею интернациональную славу.
К премьере костюмы были созданы Александром Головиным.
Заметьте, это опять просто старый царь, причем даже в жизнерадостной колористической гамме.
Но такой образ Кащея в "Жар-птице" явно не работал.
Происходит его усовершенствование.
ЦАРЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ХОДЯЧИЙ СКЕЛЕТ
Примерно в 1910-х годах описание Кащея "худ как скелет" было кем-то очень талантливым превращено в "просто скелет".
Я не сомневаюсь, что это произошло под влиянием западноевропейского искусства, где со времен Средневековья бытует сюжет "Danse macabre" с танцующими скелетами.
Маскарадные костюмы с изображениями скелетов появились, по меньшей мере, в 19 веке. Мы их хорошо знаем по фото Мардигра и латиноамериканских дней мертвых, но тут я о древности уж ничего не могу сказать: недавно узнала, что мексиканский парад в честь дня мертвых, который в бондиане -- такой же новодел, как греческий танец сиртаки. Так что искать корни у латиноамериканцев не буду, хотя это было бы интересно.
Также на сцене издавна появляется персонификация Смерти, которая традиционно наряжена в костюм скелета. Лицо гримируют под череп, на ногах и руках рисуют контуры костей.
(Кроме того, сейчас в свите Кощея в балете "Жар-птица" вроде бы есть скелеты, но я не нашла подтверждения, что такое было в первый период существования постановки).
Давайте взглянем на костюмы Смерти в русской сценографии. Они более поздние, чем хотелось бы для точности рассказа, однако для понимания ситуации вполне сойдут.
Очевидно, танцующих скелетов на сцен было много, и вот благодаря их примеру костюм и грим скелета постепенно соединился с уже устоявшимися чертами Кащея (борода, русское платье, иногда цепь с ключами).
Костюм скелета появляется и у других Кащеев, не только в "Жар-птице".
Соединение это произошло тем легче, что Кащей -- царь, со всеми положенными регалиями. И Смерть, в общем-то, тоже монарх, его тоже рисуют с регалиями, потому что он побеждает все.
Посмотрите на эту гравюру 17 века из книги Antipathia Amoris Divini et Humani (1694) и подивитесь, насколько это изображение Смерти близко к тому Кащею, который стал для нас каноном.
СОВЕТСКИЙ КАЩЕЙ -- САМЫЙ КАЩЕИСТЫЙ
Со второй половины ХХ века то важнейшее влияние, которое имел на визуальное воображение в предыдущие столетия театр, в связи с научно-техническим прогрессом переместилось со сцены на экран. Теперь кинофильмы диктуют нам, как должны выглядеть герои и злодеи.
Кащей нашего детства -- этот образ, который был придуман художниками кинофильмов и сыгран актерами.
Однако, хотя образ скелетоподобного Кащея уже был придуман в Серебряный век, он еще не устоялся. В частности, в театре и иллюстрации мы наблюдаем другие трактовки образа. Они будут вытесняться медленно.
Однако после того, как в 1944 году на экраны вышел фильм Роу "Кащей Бессмертный" с Георгием Милляром в заглавной роли, в конкурсе на лучший образ Кащея появился явный лидер. Все дальнейшее будет развиваться с оглядкой на него.
Давайте проанализируем его костюм и отметим уже знакомые нам характерные черты, а также определим новые.
- Прежние черты: корона (венец), меч, похожесть на скелета, элементы костюма скелета.
- Новые черты: отказ от бороды, целиком бритая голова (так больше похоже на череп), отказ от царских одежд в русском стиле, нагота. Исчезают ключи и пояс из цепи.
В дальнейшем Кащей будет появляться на наших экранах очень часто.
Характерные черты, которые будут повторяться из фильма в фильм -- в основном те же, что в фильме 1944 года. Кроме того, в образ Кащея нередко вводят какой-то элемент военной экипировки -- доспеха или мундира, если надо посовременней. На наготу обычно больше не решаются, но грудную клетку с ребрами изображают. В мультфильмах могут делать странный цвет кожи, например зеленый (= мертвенный), в него же недавно покрасили цвет кожи Кащея в чб фильме 1944 года.
Аксессуары (эполеты, пенсне, шпоры, плащ Дракулы) намекают на его пришлость, чужеродность земле русской.
Почти все перечисленное есть и в образе самого свежего Кащея в изображении Лавроненко, из "Последнего богатыря". Там, конечно, важен и голос, манера говорить, но это уже не визуальное, не буду об этом.
***
Давайте же посмотрим, что в это время произошло с костюмом Кащея в "Жар-птице", потому что это точка приложения фантазии наибольшего количества художников.
И иногда эта фантазия становится бешеной.
Впрочем, примеры выше -- это все иностранные постановки, пусть даже и сделанные эмигрантами. Давайте лучше взглянем, что происходило в СССР и РФ, в первую очередь, в Большом и Мариинке.
Художник M. Н. Прокудина. Пишут, что в этой постановке Большого театра Прокудиной использовались эскизы Головина, но это сделано очевидно не по ним. Все-таки интересно понять, когда именно отказались от шубы. Или скелет был под шубой сразу, но мы просто не знаем? Впрочем, выше есть фото 1949 года постановки Черепнина, там все еще старинный головинский костюм с ногтями (не нашла, где была эта постановка).
Но все-таки в театре выкристаллизовывается привычный нам костюм Кащея на базе образа из кинофильма и предыдущих наметок театральных художников: корона, скелетообразность.
Что же дальше?
В итоге тот образ, который использует Мариинка, сейчас считается самым ортодоксальным для балета.
На лице у него маска, а узор скелета обвит зелеными змеями.
Все-таки бы хотелось найти автора этого дизайна и его точную дату.
Эта же концепция, с вариациями, отныне царит и в других спектаклях с этим персонажем.
Что до современности, иллюстраций очень много, в т.ч. любительских. Возьму лишь несколько.
Любопытно, что иногда возвращается борода (она и в мультиках иногда появляется).
Прочие современные комп. графики слишком увлекаются и делают назгулов. Не надо так.
Потрясающе, но вот первый художник, который
ВСПОМНИЛ ОБ ЯЙЦЕ!!!
Удивительное дело: хотя набор атрибутов и признаков достаточно велик, и варьируется в разных комбинациях, характер персонажа всегда остается одним и тем же, и делает его мгновенно узнаваемым для носителя культуры.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.