О зрелищном рекламном тандеме Гармаша и енота знает каждый зритель российского ТВ. Но ведь кто-то еще и слепо верит в красивые обещания. Целевая аудитория этой рекламы - пенсионеры, которые действительно приходят в банк, потому что слова любимых актеров для них много значат. Поэтому очень важно обратить их внимание на проблемные стороны этого учреждения. Но мир не монохромен, и наряду с минусами есть плюсы, о которых тоже нужно знать, чтобы принять взвешенное решение. Поэтому я решил сопоставить плюсы и минусы, проанализировав отзывы о Почта банке из независимых источников. Посмотрим, что рассказали люди прямо на этой неделе.
Долгам все возрасты покорны
Поскольку многие продукты Почта банка рассчитаны на пенсионеров, кредитная политика является крайне лояльной по отношению к пожилым людям. В долг дают даже тем, кому исполнилось 75 лет. С нашей продолжительностью жизни 75 - это уже возраст долгожителя, и многим людям тяжело устроиться на работу, получить займ и добиться равноправия в других сферах общественной активности. Все равно они уже «старики» в глазах большинства должностных лиц, и даже если человек сохранил ясность ума и способности к труду, не так уж просто всем это доказать. Для них такой подход банка к возрастному цензу будет плюсом. Пожилые клиенты смогут взять кредит и выплачивать его из пенсии, если возникла такая необходимость.
Однако этот же плюс превращается в минус, когда пенсионер попадается на уловку мошенников или берет на себя обязательства, не сопоставимые с его возможностями. Не все люди сохраняют ясный ум и твердую память. В таком случае родственников ждет неприятное открытие: Красная Шапочка должна бабушке не пирожки, а деньги, иначе серый волк придет за долгом. Таких отзывов немало. Старушки охотно берут займы, не думая, как их отдавать, кто их попросил и зачем. Порой их дети не видят ни денег, ни товаров, ни услуг. Все кредитные средства уходят на счета мошенников, которые «спасли сына от ареста» или «предоставят эксклюзивную путевку больному внуку». Играют аферисты на самых чувствительных струнах. В этом виноват не банк, но его кредитная политика предоставляет такие возможности для недобросовестных дельцов, что является минусом для потенциальных жертв.
Пришел за кредитом наличными, вышел с кредитной картой
Многим людям Почта банк запал в душу именно благодаря широким кредитным возможностям. Пятьсот тысяч наличными на любые нужды - звучит очень солидно и громко. Это плюс, ведь порой только займы помогают закрыть срочные медицинские потребности, когда медлить нельзя. Деньги уже не имеют ценности, пока на кону здоровье.
Однако очень часто клиенты получают не кредит, а кредитную карту в Почта банке. К сожалению, не все из них вникают в условия и отличают эти продукты. На словах людям вроде бы сказали, что это кредит. А по факту выдали карту, снятие наличных с которой - это платная операция, и деньги налом выдаются банком уже под 39% годовых, а не под 19%. Разница очень существенная, согласитесь. Масштаб заблуждений настолько велик, что чуть ли не каждый третий отзыв об этом. Видимо, у сотрудников есть жесткий план по реализации карт с такими условиями, и они под шумок проталкивают карточку доверчивому пенсионеру, не объясняя разницу доступно. Иногда они даже говорят, что от карты «нельзя отказаться», и человек принимает это как должное.
Начисление комиссий по этой карте - отдельный разговор. Пока вы тщитесь закрыть этот ящик Пандоры, а сотрудники почему-то медлят, комиссия набегает за каждый день, и блокировка карты снова откладывается. Этот замкнутый круг порождает вечные долги и списания, которые отобьют охоту пользоваться данным продуктом на веки вечные.
Кстати, вот еще одна проблема, которая может испортить настроение клиенту: беспроцентная рассрочка превращается в кредит без согласия клиента. Вот подробности.
Платные услуги в личном кабинете
С одной стороны, чем больше функционала представлено в личном кабинете, тем лучше для пользователя. Можно в наши непростые времена меньше времени проводить в офисе банка и все делать онлайн. В этом плане нельзя упрекнуть банк в том, что он развивает новые возможности для пожилых клиентов, особенно в этом нуждающихся. Многие люди довольны работой личного кабинета и приложения.
Однако на практике этот плюс перечёркивает минус, который связан с неумением людей разбираться в особенностях этого функционала. Не исключено, что некоторые неясности и лазейки оставлены специально, как будто это капканы для тех, кто не очень силен в новых технологиях. Например, нажимая «просмотр кредитной истории», можно потерять 3 тысячи рублей за эту «услугу». Никаких уведомлений, никаких согласий на списание - раз и все. Конечно, наверняка прайс на эти опции есть в приложении, уведомление куда-то приходит, но не все люди могут вовремя все это найти и осмыслить. Возможно, стоило бы сделать более понятное меню, где не возникало бы дорогостоящих ошибок. Эти три тысячи за то, что промазал, могут быть последними на этом счету.
Принудительные страховки и дорогие услуги
Здесь вообще нет плюсов. Все понимают, что есть драконовский план на продажу страховок, что сотрудники всеми правдами и кривдами пытаются их всучить, что они тоже хотят кушать и не виноваты. Но должен же быть предел! Человек, который взял кредит на 300 тысяч, платит еще 58.000 за две страховки. Как это назвать? Обойдемся без конкретики.
Расторжение договоров тянется долго и отнимает у людей рабочее время. А пенсионеру и вовсе будет тяжело разобраться в этом: пришел в банк, а страховка вообще от третьей организации, офис которой в ларце, а ларец в утке, а утка в зайце… Сказка - ложь, да в ней намек.
Отдельная тема - услуги, которые человек в глаза не видел, когда договор подписывал. О них зачастую умалчивают сотрудники банка, галочки о согласии порой стоят по умолчанию, судя по отзывам. И пенсионеры вынуждены платить десятки тысяч на какие-то странные статусы вроде «платинового клиента». При этом они всего лишь пришли за кредитом и ничего другого не просили. Очень подозрительная закономерность, смахивающая на полноценную политику организации.
Сгорание пенсии по кредитам
Во многих банках люди сталкиваются с трудностями, когда пытаются пополнить кредитную карту вовремя. То деньги зависнут, то не туда попадут, то еще что-то, и в результате получается просрочка. А здесь банк сам переводит пенсионные деньги на погашение кредитки, и человек не должен лишний раз беспокоиться об этом. Для пожилых людей чем меньше общения с техникой, тем лучше настроение.
Только вот люди, которые получают пенсию в Почта банке и в том же месте имеют кредитные обязательства, могут пострадать от этой функции. Как описано в этом отзыве, инвалид временно не может погашать задолженности, но вся его пенсия автоматически перевелась на кредитку и сгорела. Не осталось денег даже на еду. Конечно, можно сказать, что и в этой ситуации люди виноваты сами: нечего брать займы в таком положении. Однако речь идет не об их решении, которое сложно осудить, принимая во внимание медицинские расходы нездорового человека, а о политике банка. Переводить всю пенсию подчистую на погашение кредитного платежа - это уже слишком. Нужно хотя бы подтверждение клиента, раз он уже заявлял о необходимости отсрочки.
Такие ситуации пугают и заставляют относиться к банковским услугам с изрядной долей скепсиса. Наверное, это и к лучшему, ведь всех этих минусов может не быть, если люди будут относиться ко всему с недоверием и удвоенной бдительностью. Однако в этом случае нужно констатировать факт: «Я на тебе, как на войне» - вот положение человека на кредитном счете. Не верить на слово, не надеяться, не расслабляться - вот к чему нужно призывать клиентов, и это очень грустно.
А у вас есть опыт взаимодействия с этим банком? И как оно?