В Санкт-Петербурге 1 сентября 2021 г. в продажу поступила памятная транспортная карта «Подорожник», посвящённая 95-летию «Пассажиравтотранса». На карте изображён дизель-электрический автобус ЗИС-154 на фоне Петропавловской крепости. Тираж памятных карт – 10 000 штук.
Автобус ЗИС-154 был создан в 1946 г. для решения проблемы пассажирских перевозок в крупных городах. Его конструкция была революционной для советского автопрома. Чем же он был интересен?
Это был первый серийный советский дизель-электрический автобус с цельнометаллическим несущим кузовом вагонного типа. Его салон был оборудован 34 посадочными местами, а общая пассажировместимость достигала 60-65 человек (в перегрузку – до 80).
Впервые автобусы ЗИС-154 появились на улицах Ленинграда 6 ноября 1947 г.: 10 автобусов вышли на городские маршруты №№ 1, 3 и 7.
Новый автобус очень понравился пассажирам. Он отличался от довоенных моделей широкими дверными проёмами, плавным ходом, хорошими отоплением, вентиляцией и освещением. Пассажирские двери открывались при помощи пневматических механизмов. При открытии дверей подножки освещались плафонами. Другие плафоны освещали часть тротуара возле места высадки.
Водители же были довольны простотой управления, так как не было коробки передач, а направление движения переключалось небольшим рычагом слева от водителя. Органы управления состояли из «баранки» и двух педалей – газа и тормоза. Водительское сиденье регулировалось вверх, вниз, вперед, назад, а также изменялся наклон спинки.
Работы над созданием подобного автобуса в СССР начались ещё в 1937 г. в Научно-исследовательском автотракторном институте (НАТИ), где уже в 1938 г. на заводе опытных конструкций в единственном экземпляре построили автобус НАТИ-А.
НАТИ-А имел несущий кузов вагонной компоновки с алюминиевой наружной обшивкой. Сзади, поперёк кузова был размещён шестицилиндровый верхнеклапанный карбюраторный двигатель МБ-27 конструкции НАТИ, мощностью – 155 л. с. 10-ти метровый автобус развивал скорость до 65 км/ч и мог перевозить 70 пассажиров, имея 40 мест для сидения.
В автобусе НАТИ-А были использованы решения американских GM Coach моделей 718 и 731 – двигатель расположен сзади, аналогичное расположение пассажирских дверей и др.
В 1940 г. НАТИ-А курсировал в Москве по маршруту площадь Свердлова – Большая Сетунь, получил положительную оценку, но его серийному выпуску помешала война.
После войны вернулись к созданию нового городского автобуса. Конструкторы московского Завода имени Сталина (ЗИС) под руководством инженера А.И. Израэль-Скерджева, взяли за основу широко используемую в США вагонную компоновку с задним поперечным расположением мотора и электроприводом. В США было закуплено несколько автобусов Yellow Coach-GM TDH-3610 и TDH-4509, которые и послужили образцами для создания ЗИС-154.
В мае 1946 г. на ЗИСе организовали автобусное КБ, где и был спроектирован ЗИС-154 (ЗИС-122 шасси, ЗИС-190 кузов).
Так как ЗИС не имел опыта создания несущих секционных кузовов из алюминиевого сплава, кузов создали на Тушинском авиазаводе № 82, предварительно сняв чертежи на саратовском авиазаводе №292 с американского автобуса, доставленного туда с ЗИСа.
Основные элементы заднего и переднего мостов, карданного вала, рессор, рулевого управления и пневматической тормозной системы были унифицированы с новым грузовым автомобилем ЗИС-150.
Два опытных образца автобуса ЗИС-154 были готовы в декабре 1946 г.
Один из опытных образцов имел дизель, другой – бензиновый двигатель. Предпочтение отдали дизелю, решили ставить на новый автобус мотор, который в то время создавался на Ярославском автомобильном заводе для нового грузовика ЯАЗ-200. Но первые дизель-моторы ЯАЗ-204 были собраны только 30 января 1947 г.
На первые 75 автобусов ЗИС-154 установили американские дизели GMC-4-71 из лендлизовских запасов, которые во время Великой отечественной войны ЯАЗ ставил на артиллерийские тягачи Я-12. Ярославские 112-сильные дизели типа ЯАЗ-204Д (автобусная модификация дизеля ЯАЗ-204) начали устанавливать на ЗИС-154 только в 1948 г.
Установленный поперечно в корме ЗИС‑154 дизель работал в паре с электрогенератором, подающим ток на электромотор, установленный под полом автобуса, крутящий момент от которого при помощи карданного вала передавался на задний мост. Силовой электрогенератор (ДК-505А ) и тяговый электродвигатель (ДК-305А) были созданы на Московском заводе «Динамо».
Освоенную на Тушинском авиазаводе № 82 технологическую линию по производству автобусных кузовов запустили на ЗИСе только в 1948 г., а в Тушино начали строить кузова к троллейбусам МТБ-82 и трамваям МТВ-82.
Американский дизель GMC-4-71, установленный на ранние ЗИС-154, работал безупречно. Скопированный с него ЯАЗ-204 был «сырым», в его работе было много отказов. Даже к концу 1949 г. не смогли сделать его достаточно надёжным. Кроме того, плохо работала система «дизель-генератор-электродвигатель», так как на заводе «Динамо» не смогли оптимально согласовать электрические машины.
ЗИС-154, хотя и был принят Госкомиссией, оставался не доведённым до должного уровня качества. ЗИС проводил опыты с подбором другого двигателя и даже в 1948-1949 гг. на 69 автобусов ЗИС-154А был установлен дефорсированный вариант двигателя ЗИС-110 (105 л.с.).
Но, в конце концов, в 1950 г. ЗИС-154 был снят с производства ввиду недостатков конструкции и из-за сложностей в обслуживании и ремонте в условиях городских автохозяйств. Таким образом, прогрессивные идеи и решения, заложенные в конструкцию автобуса, явно опередили свое время и сводились на нет некачественным исполнением ряда агрегатов.
Всего было выпущено 1165 автобусов ЗИС-154 всех модификаций, в том числе: в 1947 г. – 80 автобусов, в 1948 г. – 404, в 1949 г. – 472, в 1950 г. – 207.
На смену ЗИС-154 в 1949 г. пришёл более простой в производстве и эксплуатации ЗИС-155, которому от ЗИС-154 достались подобный кузов, передняя подвеска, мосты, двери, пневмосистема, привод сцепления, а от серийного грузовика ЗИС-150 – мотор и трансмиссия. Но это уже был шаг назад.
При создании автобуса ЗИС-154 конструкторы изначально замахнулись на модель «не по уровню», но взамен получили ценный опыт в решении конкретных сложных задач, получив представление о реальных возможностях производства и о путях его модернизации.
Только в конце 1967 г. появление автобуса ЛиИЗ-677 позволило советскому автобусостроению превзойти тот высокий технический и эксплуатационный уровень городского автобуса, который был задан создателями ЗИС-154 в те далекие послевоенные годы.
А в Санкт-Петербурге 21 октября в продажу поступит очередной памятный «Подорожник» с изображением троллейбуса ЯТБ-1. Поводом для нового дизайна стало 85-летие городского троллейбуса.
Спасибо, что дочитали до конца, ставьте лайк (👍 - палец вверх), подписывайтесь на мой канал и выражайте свои мысли в комментариях.
Рекомендую: