Найти в Дзене
Н.Е. Медиа

Производство двигателя ПД-35 может сделать ненужным России широкофюзеляжный лайнер CR929

Оглавление

11 октября одно из авиастроительных подразделений госкорпорации «Ростех» опубликовало очень позитивную новость. Сообщается, что в рамках программы создания сверхмощного авиационного двигателя с тягой от 24 до 38 тонн завершена сборка демонстрационного газогенератора двигателя ПД-35.

ПД-35
ПД-35

Почему же это так важно, и причем тут российско-китайский лайнер CR929?

Дело в том, что клуб держав, способных от начала и до конца построить по полному циклу самолет, чрезвычайно узок. Это очень технологически сложный и наукоемкий процесс, требующий исключительных компетенций и соответствующей производственной базы. Особую сложность представляет разработка и создание широкофюзеляжных самолетов и сверхмощных силовых установок для них. В СССР у нас был Ил-96, но он производится только малыми сериями для нужд первых лиц государства. Почему так, мы расскажем далее по тексту.

Ил-96 в цеху
Ил-96 в цеху

По факту в настоящее время у Российской Федерации нет своего массового дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера. Мы используем только продукцию западных корпораций Boeing и Airbusсо всеми вытекающими геополитическими и санкционными рисками.

CR929

Теоретически решить проблему должен лайнер CR929, разрабатываемый совместно с КНР. В его основу легли технологии советского Ил-96. Его корпус должен максимально использовать композитные материалы, а двигателей будет на выбор два – американский и российский ПД-35, который еще только находится в процессе разработки. Доли Москвы и Пекина в этом проекте разделены 50 на 50. Россия получит всю документацию и будет поставлять композитные крылья, а в будущем – двигатели. Китай займется производством всего остального и окончательной сборкой на своей территории.

CR929
CR929

Звучит на первый взгляд неплохо, но когда начинаешь задумываться, возникает масса вопросов. Например, как будут производиться продажи лайнера? Проблема заключается в том, что корпораций Boeing и Airbus заключили перемирие, чтобы воспрепятствовать выходу на рынок других производителей. Это означает, что CR929 будут созданы максимальные препятствия по сертификации и продаже в Европе и Северной Америке. Для Пекина это не такая уж и проблема: его внутренний рынок сможет поглотить не менее 1 тысячи таких широкофюзеляжных лайнеров в ближайшие 2-3 десятилетия.

А что Россия? Наш рынок на порядок уступает китайскому, его потребности на следующие двадцать лет оцениваются в скромные 50-120 самолетов. Возникает вопрос, а насколько коммерчески целесообразно организовывать в России полный цикл производства такого широкофюзеляжного лайнера? Тут проницательный читатель может спросить, а почему бы нам тогда не попытаться продавать CR929 за рубеж?

салон CR929
салон CR929

Увы, на иностранных рынках CR929 российской сборки столкнется с CR929 китайской сборки. Давайте будем объективны: наша страна не сможет производить лайнеры с такой скоростью, как КНР, и себестоимость отечественного лайнера будет выше из-за массы сопутствующих расходов. Это значит, что при прочих равных российский CR929 проиграет по ценовому предложению китайскому. Увы и ах.

Возникает еще один вопрос, а зачем вообще тогда нам нужен этот самолет? Возможно, он нам и не нужен. Будем считать его порядком Китаю и радоваться, если российская сторона получит обещанные 50% прибылей от реализации CR929 на китайском рынке и иных. С чем же останемся тогда мы?

Ил-96

Вспомним про широкофюзеляжный Ил-96-400. Производство этих лайнеров по-прежнему ведется, пусть и малой серией. На них летает президент РФ и министр обороны РФ. Вся производственная и компонентная база сохранена. Почему бы не начать производить их большой серией для «народного хозяйства»?

Ил-96-400
Ил-96-400

Ответ прост: самолет создан с четырехдвигательной схемой, а значит, уступает конкурентам в классе, которые оснащены всего 2 мощными авиадвигателями. Эксплуатантам Ил-96 приходится тратить больше топлива и нести более высокие расходы по содержанию и ремонту самолета. Это просто невыгодно.

Но что будет, когда появится ПД-35? Верно, с двумя сверхмощными силовыми установками советский лайнер обретет новую жизнь!

-6

Достаточно будет перепроектировать крыло, сделав его композитным, как на CR929, и самолет станет конкурентоспособным с одноклассниками от Boeing и Airbus. Также имеет смысл разработать его укороченную версию, и тогда мы сможем полностью закрыть внутренний спрос на широкофюзеляжные лайнеры, а заодно и выйти на зарубежные рынки, не сталкиваясь напрямую с китайским CR929.

Подписывайтесь на наш канал.