Ключевые характеристики любого рынка:
- его размер, выраженный в деньгах, которые тратят пользователи на нем,
- его динамика (рост, стагнация или падение),
- степень конкурентности.
Размер рынка можно сравнить с потолком теплицы.
- Высота потолка в бизнесе определяется количеством, частотой, размером и (в конечном счете) общей суммой трат потребителей на конкретный товар или услугу. Например, потолок рынка питания крайне высок, потому что (вряд ли кого-то удивлю этой новостью) все люди едят, и тратят на это ощутимую часть своего бюджета.
- Чем выше потолок, тем больше потенциал у каждого из действующих на этом рынке игроков — условных деревьев, растущих в этой теплице, не мешая друг другу.
- Когда появляются новые рынки, то компании-первопроходцы своей деятельностью и финансовыми результатами прощупывают высоту потолка.
Если потолок (предел роста нового рынка) низкий, то на нем можно вырастить только мох — крупные инвестиции в такую теплицу не пойдут. Овчинка для них не стоит выделки.
Если же потолок высокий, то там сначала растёт большое количество стартапов-берёз, пытающихся доказать, что они растут в теплице размером с Эверест.
А затем, если это подтвердилось, к ним в помещение приходят гиганты из других отраслей со своими деньгами, чтобы либо купить одну из берёз и превратить её в баобаб своими инвестициями, либо вырастить свой баобаб, учитывая ошибки всех берёзовых стартаперов.
Тут надо понимать, что стартап в этой нише может предложить гигантам — часто получается так, что в нише стартапы-первопроходцы бывают растоптаны гигантами-преследователями.
А в какой теплице растёте вы? Какие ещё теплицы с высокими потолками знаете?