Можно сказать, она родилась с кистью в руке.
Мать Зинаиды, Екатерина Лансере, была потомственным художником-графиком. Отца девочка не помнила — он умер, когда ей было два года.
По воспоминаниям Александра Бенуа, Зина росла нелюдимым и необщительным ребенком, чем очень напоминала своего отца.
В семье все занимались творчеством — дяди, старшие братья, друзья. С детства девочка понимала свое предназначение художника и не задумывалась о другом. Здоровая, теплая, уютная атмосфера детства заложила в ней крепкий фундамент для будущего творчества.
В 16 лет она написала одну из первых своих картин — «Яблоня». Эту картину вполне можно считать символом самой Зинаиды — юное деревце, увешанное крупными спелыми красивыми плодами, оно свободно и легко растет на южной плодородной земле. Именно эти качества — здоровье, красоту и плодовитость воспевала Зинаида в своих картинах.
Интересным был ее брак: своего будущего мужа девушка нашла в кругу семьи — им стал ее двоюродный брат Борис. Семья тепло приняла эти отношения и не препятствовала им.
Самым трудным было найти священника для венчания, ведь до революции это давало браку законность и права. Но никто не хотел обвенчать двоюродных брата и сестру. Пара уже стала задумываться о переходе в лютеранство, так как там к этому относились попроще.
В конце концов Борис нашел священника, который за большие деньги согласился их обвенчать.
Для Зинаиды начался самый лучший период ее жизни — все свое время она посвящала родившимся погодкам-сыновьям, мужу и творчеству. Во время долгих командировочных отлучек мужа Серебрякова искала вдохновение в тихом крестьянском быту, в скромной деревенской жизни и природе.
Как-то раз художница осталась одна в имении. Муж был в долгой командировке, дом занесло снегом, никуда нельзя было выйти — все в сугробах. А дома было тепло и уютно. Зинаида взяла кисть, подошла к зеркалу… В отражении ей улыбалась красивая молодая женщина со здоровым румянцем на лице и сияющими глазами.
Так родился автопортрет «За туалетом», который принес известность своей хозяйке.
В 1914 году Зина пишет работу «За завтраком». На картине трое ее детей, аккуратный быт и руки бабушки, разливающие суп. Мы видим серьезные лица детей, повернутых к нам лицом. В их взглядах читается предчувствие беды, тревога и страх, хотя мирная обстановка завтрака не располагает к таким размышлениям. Тем не менее, эту картину считают пророческой — в том же году началась Первая мировая война.
Искусствовед Алексей Савинов замечает:
Художница создала особый жанр в трудной области детского портрета (в которой так легко дать кукольные и сентиментальные изображения); в ее работах дети не позируют перед любующимися ими взрослыми — они живут своей важной жизнью маленьких людей, у которых так много разных серьезных дел и интересов.
Революция сломала уклад и жизнь большинства людей, и Серебряковы не были исключением. Борис перебивался случайными подработками.
Не было денег на материалы. Да что там материалы — не хватало на самое необходимое, на еду.
После одной поездки, заразившись в пути сыпным тифом, Борис умирает в марте 1919 года на руках у жены… Странная особенность — она овдовела в 36 лет, как и ее мать. А Борис умер в 39, как и отец Зинаиды.
В 1922 году Серебрякова писала своей подруге:
Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски, впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства. Я в отчаянии, все так безнадежно для меня. Хотя бы уехать куда-нибудь, забыться в работе, видеть небеса, природу.
Но на природу уехать было опасно — имение сожгли, и оставалась только голодная жизнь в Петрограде. В тоске по мужу, перебиваясь редкими портретами, Зинаида решает уехать в Париж в поиске лучших заказов, оставив старую мать и четверых детей…
Она даже не догадывалась, что едет во Францию на всю оставшуюся жизнь — 43 года проведет Серебрякова в эмиграции.
В Париже ей все также не везло — художница не имела коммерческого таланта, писала часто без предоплаты и задаром, голодала. Тем не менее, с помощью родственников она смогла вывезти в Париж двоих младших детей.
Они жили очень замкнуто и продолжали бы голодать, если бы не бельгийский барон Броуэр, который сделал художнице крупный заказ.
Позднее, со спонсорской поддержки того же барона Зинаида поехала в Марокко, откуда привезла более 60 прекрасных работ…
В 1940 году Серебряковой пришлось отказаться от советского гражданства — ей грозил концлагерь за связь с СССР. А в 1957 году советское правительство предложило ей вернуться домой, но художница была стара и не решилась на переезд.
Целыми десятилетиями ее холсты были ненужными, а творчество — немодным. Никто не понимал ее видения и красоту работ. И только к 80 годам она дождалась выставки своих работ на родине, восторженных откликов, толп почитателей ее творчества, открыток и альбомов посвященных ее работам.
Творчество Серебряковой породило моду на ее внешность, манеру письма и одежду, прическу. Ей стали подражать молодые художницы, а репродукции картин украшали квартиры интеллигенции.
Наверняка вам попадались в старых советских журналах фотографии ее работ.
А может быть, у пожилых родственников на запыленном трюмо до сих пор висят репродукции с изображением прекрасной женщины, закалывающей волосы?
Спасибо за прочтение! В следующей публикации вы узнаете о другой, не менее известной работе, которая так полюбилась многим жителям СССР.
#красота спасет мир #великие женщины #история искусств #талант и жизнь #судьба и драмма