Московские некрополи: у Кремлевской стены, в различных монастырях, Ваганьковское и другие кладбища исторически вызывают интерес у туристов. По наиболее значимым организуются экскурсии. Мистическим образом людей тянет к местам вечного упокоения известных людей. Некоторые из посетителей приходят отдать долг памяти, но большинство из праздного любопытства.
Недалеко от метро «Алексеевская», рядом с пересечением Сущевского Вала и проспекта Мира есть Пятницкое кладбище. Проходя по одной из аллей, редкий человек не замедлит шаг у необычного надгробия.
«Здесь погребена голова инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховского, казненного китайцами-боксерами в Маньчжурии в городе Ляоян в июле 1900 года...» — гласит надпись на высокой стеле черного мрамора.
Это все, что удалось вернуть на родину после гибели русского инженера-путейца в Маньчжурии.
Немного истории…
В 1897 году от Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб) начали строить южную ветку к русскому Приморью. Потянули ее не вдоль дуги русско-китайской границы, а по договору с Китаем напрямую по территории Маньчжурии. В историю она вошла как КВЖД.
Китайско-Восточная железная дорога способствовала быстрому экономическому развитию прежде отсталого региона. Но ее история не раз сопровождалась трагическими для России событиями.
В это же время в Китае зрел бунт. Страну разоряли европейцы, американцы и японцы, безраздельно пользовавшиеся ресурсами страны. Очень раздражали китайцев многочисленные миссионеры, чья религия шла вразрез с местными верованиями и традициями. Ко всему прочему, в начале 1890-х годов на страну обрушились засуха и эпидемия холеры. И вот чаша терпения переполнилась и вспыхнуло восстание.
Гнев восставших был направлен на иностранцев, в которых они видели главную причину своих несчастий. Обвиняли «белых чертей» и «заморских дьяволов» во всех бедах, от эпидемий до потери работы извозчиками и лодочниками из-за строительства железной дороги.
«Дождь не идет потому, что христианские церкви заслонили небо. Если иностранцы не будут уничтожены - дождь не пойдет. Железные дороги, грохочущие огненные телеги (паровозы) беспокоят дракона земли», - с такими лозунгами вышли на улицы сотни тысяч повстанцев, на флаге которых был нарисован кулак.
Заодно недовольство китайцев обрушилось и на русских, приехавших строить КВЖД: путейцев, телеграфистов, железнодорожных рабочих и военных. С чужаками восставшие поступали по-восточному кровожадно: вспарывали животы, отрубали головы, трупы рубили на куски...
К слову, правительство Китая поддержало восставших; опубликовало указ: «Иностранцы не принадлежат к человеческому люду: они произошли от обезьян и гусей» и объявило награду за каждого убитого иностранца мужчину - 50 лянов серебра, женщину - 40, ребенка - 20…
Стоит отметить, истязали и китайцев-христиан. Правда, сначала им предлагали отречься от Христа. С 1902 года Русская православная церковь начала отмечать 24 июня память 222 православных китайских мучеников.
Борис Алексеевич Верховский окончил Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. Затем работал на постройке участка Павелец — Москва Рязанско-Уральской железной дороги. Он уехал в Китай в 1899 г. строить Китайско-Восточную железную дорогу вместе с другими русскими специалистами, но был казнен во время восстания (Ихэтуаньское (Боксерское) восстание).
Захваченный в плен раненым, Верховский был обезглавлен. Головы ни в чем не повинных инженеров поместили в клетки, выставили на всеобщее обозрение, а затем похоронили. Позже родные перевезли останки в Москву.
Имя Бориса Верховского было занесено на мемориальную доску Института инженеров путей сообщения в Петербурге, но до наших дней она не сохранилась.
И по сути, на территории России единственным памятником кровавых событий 1900 года в Китае остается это надгробие на Пятницком кладбище.
Друзья мои, спасибо всем, кто дочитал! А теперь, не поленитесь - зайдите сюда.