Сидел вчера думал, какую статью написать для сегодняшней публикации. Список тем практически закончился. Те темы, которые остались, сейчас раскрывать желания нет. Новый список не составлял уже давно, не до этого было.
И вдруг одна подписчица написала мне и попросила высказать своё мнение о компании Совкомфлот.
Сам я не рассматриваю другие компании вообще. У меня на это нет причин. У меня в портфеле 7 компаний, которые я считаю лучшими. И этого более чем достаточно. Я хочу довести доли в каждой из них в среднем до 10 млн рублей. Мне до этого ещё очень и очень далеко. Следовательно, рассматривать другие компании практически нет смысла.
Но данной просьбе я отказать не мог. К тому же, появилась тема для статьи.
Итак, моё мнение о компании Совкомфлот...
О деятельности компании, думаю, говорить не нужно. Все и так об этом знают. Я просто выскажу свое мнение.
Бросив первый взгляд на бизнес компании, я сразу увидел несколько плюсов и ещё больше минусов.
Ну давайте по порядку.
Сначала плюсы...
1. Транспортировка нефти пользуется спросом сейчас и будет пользоваться в ближайшем будущем. Тарифы постепенно будут расти и это положительно скажется на финансовых показателях компании.
2. Компания зарабатывает в долларах. Это защищает от девальвации рубля.
3. Будущие проекты связаны с транспортировкой СПГ. Это может значительно увеличить рентабельность бизнеса и финансовые показатели, соответственно.
А теперь минусы...
1. Постепенно нефть будут замещать альтернативные источники энергии. Потребность в нефти будет снижаться. Это негативно повлияет на бизнес Совкомфлота. Когда это будет, неизвестно. Но долгосрочные инвесторы, которыми являются все мои читатели, должны помнить об этом. Конечно, популярность СПГ может компенсировать снижение популярности нефти. Но, тем не менее, риск такой есть.
2. Очень плохо растёт Выручка. Мало того, что она крайне не стабильна, так она ещё и практически не растёт. И чистая прибыль, соответственно. Выручка - это основа бизнеса. Она показывает, насколько востребован товар или услуги бизнеса. Если нет выручки, значит, этот бизнес никому не нужен. Если не растёт Выручка у ритейла, значит, его продукцию люди не хотят покупать или покупают неохотно. Если не растёт Выручка у транспортной компании, значит, её услуги не столь востребованы. У Совкомфлота период больших инвестиций, строятся новые корабли. Но это не повод для стагнации выручки. Это должно влиять на чистую прибыль, но не на выручку.
3. Довольно большой долг.
Долговая нагрузка - это один из первых критериев, на который я смотрю при оценке компании. Она показывает финансовую устойчивость компании и её запас прочности. Зачем мне инвестировать в компанию с долгом в 3 EBITDA, если я могу выбрать компанию с коэффициентом ниже 1? Именно этот параметр заставил меня отказаться от компании МТС. Если компания умеет зарабатывать деньги, она будет делать это либо на свои деньги, либо с привлечением небольшого количества заемных средств. Но только таким образом, чтобы чистый долг был отрицательным.
4. Самым существенным минусом компании Совкомфлот и ключевым для меня критерием является рентабельность.
Рентабельность показывает эффективность бизнеса. Насколько эффективно компания распоряжается своими активами, своим капиталом, своими ресурсами... У Совкомфлота чистая рентабельность, к сожалению, очень низкая. Лично я не готов инвестировать в компанию, какой бы перспективной она ни была, с такими показателями рентабельности.
Чем мне нравятся наши металлурги, так это высокой рентабельностью. Запас прочности у них огромный. При возникновении любых трудностей у компаний есть запас прочности, чтобы выжить. Даже двойное снижение рентабельности не погубит бизнес. Чего не скажешь о Совкомфлоте. У этой компании даже в удачные годы рентабельность низкая. На мой взгляд, с такой рентабельностью вообще нельзя вести бизнес. Что случится, если повторится ситуация прошлого года (или что-то другое) и спрос на транспортировку нефти сильно упадёт? Рентабельность уйдёт в отрицательную зону и компания начнёт тратить больше, чем зарабатывает, т.е.,наращивать долг. Рентабельность - это ключевой параметр в оценке компании. Если у компании высокая рентабельность, то у неё, как правило, долг минимальный, полностью покрытый активами и составляющий небольшую часть от собственного капитала. Даже в случае повышения долговой нагрузки с целью масштабирования бизнеса, высокая рентабельность позволит в кратчайшие сроки этот долг погасить без ущерба для самого бизнеса и акционеров. Всё это мы наглядно видим у металлургов. И именно поэтому равных им просто не существует.
Приведу пример из жизни...
Буквально в 300-400 м от нашего клуба ещё несколько дней назад был другой клуб. Он открылся около года назад и некоторые клиенты из нашего клуба ушли туда. Причина - годовой абонемент стоит на 3000 р дешевле! 3-4 дня назад некоторые предатели стали возвращаться. Оказалось, что тот клуб напродавал в последние дни годовых абонементов и закрылся. Чем не финансовая пирамида?
Хочется задать вопрос вдалельцу... На что ты рассчитывал с ценой на годовой абонемент 6000 р??? Это ж насколько низкими должны быть издержки, чтобы с такими ценами рентабельность хотя бы была нулевой? В данном случае, вероятно, они больше тратили, чем зарабатывали. Соответственно, рентабельность была отрицательная. Собрав максимум денег, они решили закрыться. Причём, юридически сделали всё чисто.
А финансово безграмотные предатели вернулись. Хотели сэкономить 250 р в месяц, а в итоге остались ни с чем.
Это ни в коем случае не инвестиционная рекомендация. Я никого ни к чему не призываю. Разве что к разуму. Думайте сами. Решайте сами.
Лично я бы не добавил Совкомфлот в свой портфель. По крайней мере, с такими показателями, как сейчас. В будущем они, возможно, улучшатся. Растущий спрос на СПГ может повысить рентабельность компании и усилить её бизнес. Но где гарантии, что снижение спроса на нефть не ухудшит показатели пропорционально?
Я бы не стал, но вы решайте сами.
Для меня ключевыми параметрами при выборе компаний являются следующие...
- рентабельность
- низкий чистый долг либо его отсутствие.
- конкурентные преимущества
- высокий и долговременный спрос на продукцию.
- рост цен на продукцию в будущем.
Ну и самый главный вопрос, который я себе задам, прежде чем добавить компанию в портфель: чем она лучше тех, что у меня уже есть? И чем хуже? Если в целом она хуже, я никогда не добавлю такую компанию в портфель. И Никакая диверсификация меня не заставит это сделать.
А Вам, дорогая подписчица, желаю больше уверенности при принятии решений. И это касается не только инвестиций.
Надеюсь, моё мнение окажется полезным...
А. С. Тамбовцев