Существуют три степени адаптации к детскому саду:
1. лёгкая адаптация,
2. адаптация средней тяжести,
3. тяжёлая адаптация.
Эти стадии проходит каждый ребёнок и родителю крайне важно понимать, по какой схеме происходит социализация у его малыша.
Адаптация легкого типа
В случае легкой адаптации социализация отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Малыш может капризничать, отказываться идти в сад, например, рано утром, или даже расплакаться прямо у двери в группу, но в целом привыкание характеризуется как лёгкое.
Отличительные черты лёгкого привыкания:
1. ребёнок (чаще всего) без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
2. способен озвучивать свои мысли, просьбы и ощущения в присутствии воспитателя и других детей;
3. при обращении глядит в глаза;
4. способен занять себя в короткий промежуток времени;
5. с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
6. адекватно реагирует на воспитательские одобрительные и неодобрительные реплики.
Адаптация средней тяжести
В данном случае адаптация длится до 1,5 месяцев. При этом ребёнок часто болеет, демонстрирует враждебное или отстранённое отношение к детям в группе, могут появиться проблемы со сном или стулом.
Особенности:
1. ребёнок с трудом прощается с родителем, много плачет после разлуки;
2. при отвлечении забывается и включается в игру на очень короткий промежуток времени, затем плачь возобновляется;
3. общается только с воспитателем, проявляет нежелание играть со стальными детьми (характерная реплика: «Лучше я подожду маму»).
4. придерживается озвученных правил и распорядка;
5. не совсем адекватно реагирует на замечания и похвалу, чаще всего любое внимание со стороны воспитателя расценивается негативно (появляются слезы, ребёнок просит его пожалеть, а при проявлении нежности уходит в истерику).
6. редко становится зачинщиком конфликтов, чаще всего вовсе не вступает в игру.
Адаптация тяжёлого типа
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении детского сада другие же уходят в себя, демонстрируя полную отрешённость от происходящего.
Особенности:
1. открытая агрессия, истерика, ступор в течении долгого времени после расставания с родителями;
2. нарушения со стороны ЖКТ, нарушение сна и режима бодрствования;
3. нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
4. отказ от пищи, сна, игр, похода в туалет;
5. нежелание вступать в контакт с детьми, воспитателем, нянечкой или кем-то ещё;
6. после прихода родителя проявляет замкнутость или впадает в истерику (может начать резко и очень быстро разговаривать при матери, хотя до прихода не говорил вообще, либо издавал нечленораздельные звуки).
Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.
Рекомендации для родителей
Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребёнка в детском саду заключается в активной позиции родителей.
Время пребывания. Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постельный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания.
Прощание.
Родитель должен демонстрировать спокойное, позитивное поведение. Поэтому при прощании родитель проговаривает режим дня, время, когда он заберёт малыша домой и передаёт ребёнка воспитателю из рук в руки. Родителю ни в коем случае нельзя прятаться либо убегать от малыша! Необходимо как можно чаще повторять малышу следующие слова: «Я тебя люблю! Я тобой дорожу! Я пойду на работу, а ты пойдешь в детский сад. Я заберу тебя после супчика - или - я заберу тебя после того, как ты хорошенько поспишь и покушаешь».
Родительская вовлечённость. Проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения.
Заключение
Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывное. Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации. Психолог может предложить перенести посещение сада на более позднее время.
Удачной адаптации к саду!
Развернутую статью по адаптации к детскому саду вы можете прочитать на сайте МДОУ 282