Найти в Дзене
Автомобильный сок

Аккумуляторы электромобилей подешевели на порядок за десятилетие, рассмотрим динамику

Оглавление

Министерство энергетики США (DOE) опубликовало отчет о падении стоимости батарей за десятилетие. Изучим его подробнее.

Аккумуляторы являются самой дорогой и капризной частью в электромобилях. Существует несколько технологий изготовления батарей, однако в большинстве моделей используются литий-ионные аккумуляторы. О них сейчас и пойдет речь.

Падение цен на аккумуляторы

4 октября аналитики министерства энергетики США (DOE) опубликовали отчет, в котором проследили динамику стоимости одного киловатт-часа полезной емкости аккумулятора электромобиля.

Понятно, что на стоимость влияют масса факторов, поэтому расчет велся для литий-ионных батарей, гипотетический объем выпуска которых составляет более 100 тыс. единиц в год.

Оказалось, что за прошедшие 13 лет стоимость аккумуляторов упала на 87%. Если в 2008 году 1 киловатт-час обходился в $1237 с учетом инфляции, то в 2021 году этот показатель оценивается уже в $157 за кВт-ч полезной емкости.

Динамика стоимости аккумуляторов электромобилей
Динамика стоимости аккумуляторов электромобилей

Несмотря на то, что темп удешевления батарей явным образом замедлился в последние годы, эксперты не теряют оптимизма. По их мнению, дальнейшее развитие технологий позволит значительно удешевить производство аккумуляторов.

Кстати, в сети можно найти разные оценки стоимости аккумуляторных батарей. Аналитики используют разные методики, поэтому напрямую сопоставлять данные не получится. Например, аналогичный график Nature выглядит следующим образом.

Стоимость литий-ионных батарей, источник: Nature
Стоимость литий-ионных батарей, источник: Nature

Если брать мировые оценки Bloomberg New Energy Finance, то они тоже будут несколько отличаться. В 2020 году эксперты оценивали среднюю стоимость аккумуляторов в $137 за кВт-ч, а к 2030 году прогнозируют падение стоимости до уровня $58 за кВт-ч. Действительно, звучит многообещающе.

Чтобы понимать масштаб проблемы достаточно привести грубую оценку. Батарея на 100 кВт-ч, которой среднему легковому электромобилю хватает на 500 километров пути, в 2020 году стоила порядка $13,7 тыс., то есть около 1 млн рублей. Если сократить этот показатель вдвое, то цены на электромобили все еще будут кусаться, но уже не так сильно.

Что может пойти не так?

Взрывной рост продаж электромобилей в мире породил ажиотажный спрос на литий, который уже называют «новой нефтью». Сейчас основная добыча лития ведется в Австралии, Чили и Китае.

По оценкам аналитиков Benchmark, к 2025 году дефицит металлического лития составит порядка 35 тыс. тонн. Эта разница между спросом и предложением сопоставима со всем мировым рынком лития в 2016 году. Кстати, за последний год цена лития выросла вдвое.

Рынок лития, источник: FT
Рынок лития, источник: FT

Другим тонким моментом является производство батарей. Сейчас главные площадки по выпуску аккумуляторов расположены в Китае и Южной Корее. Шесть азиатских компаний контролируют 89% мирового рынка батарей для электромобилей.

Как видно, тонких мест достаточно много. Нехватка ресурсов, санкционные войны и биржевые спекуляции – все это может негативно сказаться на цене аккумуляторов. Посмотрим, как будут развиваться события.

-5