Министерство энергетики США (DOE) опубликовало отчет о падении стоимости батарей за десятилетие. Изучим его подробнее.
Аккумуляторы являются самой дорогой и капризной частью в электромобилях. Существует несколько технологий изготовления батарей, однако в большинстве моделей используются литий-ионные аккумуляторы. О них сейчас и пойдет речь.
Падение цен на аккумуляторы
4 октября аналитики министерства энергетики США (DOE) опубликовали отчет, в котором проследили динамику стоимости одного киловатт-часа полезной емкости аккумулятора электромобиля.
Понятно, что на стоимость влияют масса факторов, поэтому расчет велся для литий-ионных батарей, гипотетический объем выпуска которых составляет более 100 тыс. единиц в год.
Оказалось, что за прошедшие 13 лет стоимость аккумуляторов упала на 87%. Если в 2008 году 1 киловатт-час обходился в $1237 с учетом инфляции, то в 2021 году этот показатель оценивается уже в $157 за кВт-ч полезной емкости.
Несмотря на то, что темп удешевления батарей явным образом замедлился в последние годы, эксперты не теряют оптимизма. По их мнению, дальнейшее развитие технологий позволит значительно удешевить производство аккумуляторов.
Кстати, в сети можно найти разные оценки стоимости аккумуляторных батарей. Аналитики используют разные методики, поэтому напрямую сопоставлять данные не получится. Например, аналогичный график Nature выглядит следующим образом.
Если брать мировые оценки Bloomberg New Energy Finance, то они тоже будут несколько отличаться. В 2020 году эксперты оценивали среднюю стоимость аккумуляторов в $137 за кВт-ч, а к 2030 году прогнозируют падение стоимости до уровня $58 за кВт-ч. Действительно, звучит многообещающе.
Чтобы понимать масштаб проблемы достаточно привести грубую оценку. Батарея на 100 кВт-ч, которой среднему легковому электромобилю хватает на 500 километров пути, в 2020 году стоила порядка $13,7 тыс., то есть около 1 млн рублей. Если сократить этот показатель вдвое, то цены на электромобили все еще будут кусаться, но уже не так сильно.
Что может пойти не так?
Взрывной рост продаж электромобилей в мире породил ажиотажный спрос на литий, который уже называют «новой нефтью». Сейчас основная добыча лития ведется в Австралии, Чили и Китае.
По оценкам аналитиков Benchmark, к 2025 году дефицит металлического лития составит порядка 35 тыс. тонн. Эта разница между спросом и предложением сопоставима со всем мировым рынком лития в 2016 году. Кстати, за последний год цена лития выросла вдвое.
Другим тонким моментом является производство батарей. Сейчас главные площадки по выпуску аккумуляторов расположены в Китае и Южной Корее. Шесть азиатских компаний контролируют 89% мирового рынка батарей для электромобилей.
Как видно, тонких мест достаточно много. Нехватка ресурсов, санкционные войны и биржевые спекуляции – все это может негативно сказаться на цене аккумуляторов. Посмотрим, как будут развиваться события.