Почерк должен быть разборчивым и понятным, желательно ещё и красивым. Все знают значение слова Чистописание. Обучение красивому, чёткому почерку.
Чистописание было всегда. 5-7 минут на уроке отводилось на этот этап деятельности. И вот в 90-е годы решили проводить чистописание отдельным уроком. В то время русский язык проводился 6 раз в неделю. Стали проводить 5 раз в неделю уроки русского языка и 1 раз в неделю чистописание.
Что происходит сейчас с чистописанием?
Практически не встретишь учителей, которые его проводят. И тут есть свои причины.
В первую очередь из-за нехватки времени. Ведь русский язык теперь проводят только 4 раза в неделю, а программа нисколько не сократилась, даже наоборот. Изучаем в начальной школе материал даже 5 класса, за что нам учителя - филологи говорят спасибо. Ну, пожалуй, это отдельная тема для разговора.
Во-вторых, объём работы огромен и успеть всё просто невозможно. Приходится чем-то жертвовать.
В-третьих, нет теперь такого этапа урока, как чистописание. Есть другие, "более важные", такие, как "Актуализация знаний", "Постановка проблемы", "Построение выхода из проблемной ситуации", "Рефлексия" и т. д. Тут уж балом правит ФГОС.
А что же с чистописанием?
К счастью, есть даже тетради по чистописанию, их теперь называют тренажёры. По ним можно заниматься индивидуально: дома с родителями или во внеурочной деятельности.
Совсем недавно мы работали по ним в группе продлённого дня, корректируя почерк. Сейчас групп таких в школе больше нет, как и воспитателей ГПД. А дома ведь не хочется заниматься корректировкой почерка. Если родители не хотят напоминать детям, что надо немного позаниматься, то сами они и "не вспомнят никогда". Ну и какой выход?
Теперь понятно, откуда в тетрадях каракули?
Вот и получаются у некоторых детей в тетрадях неразборчивые каракули. Сами прочитать не могут, что написали. И виноватых искать не надо, нет смысла. Учитель должен пройти программу с детьми и он это делает. А как при этом пишут дети, дело другое.
Вот сейчас прошла первая четверть, вторая совсем маленькая, а между тем темы по русскому языку серьёзные. А весной ВПР. Хочешь или нет, а детей готовить надо. Когда? Только не на уроке, там успеть бы новую тему объяснить и закрепить пройденный материал. Для чистописания времени нет. А жаль...
- А может и не нужен красивый, разборчивый почерк? Пусть дети пишут, как хотят? Ведь именно так заявляют родители, детям которых снижают оценки за неразборчивый, неряшливый почерк. Как вы думаете?