ИМПЕРАТРИЦА АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА
В начале лета 1872 года у герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и его супруги Алисы Готской родилась четвертая дочь – принцесса Виктория-Алиса-Елена-Луиза-Беатриса, или просто Солнышко, как называли ее домашние.
Родоначальницей этого благочестивого семейства была святая Елизавета Тюрингская (Венгерская) – глубоко почитаемая католиками и лютеранами подвижница, жившая в XIII веке и прославившаяся своим необыкновенным милосердием.
Герцог считался истинным ценителем искусства. В его доме были прекрасные собрания картин, древних рукописей, минералов. Здесь часто устраивались музыкальные вечера и домашние театральные постановки. А его супругу, дочь английской королевы Виктории, местные жители за ее почти материнскую заботу о ближних и щедрую благотворительность уже при жизни называли Ангелом. Семья была очень дружной. В ней царили взаимная забота и искреннее внимание друг к другу - то, без чего не может существовать ни один счастливый домашний очаг.
Однако детство маленькой принцессы Аликс все же не было безоблачным. Даже на ее сохранившихся детских снимках видно, как редко она улыбалась. Еще бы! Ведь к шести годам малышка уже пережила три ужасных трагедии. Сначала в результате несчастного случая погиб ее маленький братик, потом бушевавшая в тех краях эпидемия дифтерии унесла жизнь младшей сестренки, подружки ее детских игр принцессы Марии, вслед за которой покинула некогда счастливое семейство и его хранительница – герцогиня Алиса, которой всего то было 36 лет.
Горе опустошило в тот период душу герцога. Тоска и уныние овладели его детьми и верными слугами.
В тот трагический момент проявила решительность королева Виктория. Женщина, твердости которой позавидовал бы любой мужчина. Потеряв любимую дочь, она решила лично заняться воспитанием подрастающих внучек, которым нужна была женская ласка и нежная забота. Потому королева забрала их в Англию и воспитала в духе строгих британских традиций.
Можно сказать, что воспитание принцесс было почти аскетичным. Девочки спали на жесткой постели, по утрам обливались холодной водой, сами убирали свои постели и комнаты, чинили одежду, ухаживали за огородными грядками и даже могли, в случае необходимости, вычистить камин. Трапеза их тоже была очень скромной: на завтрак овсянка, на обед – картофель с мясом, а десертом чаще всего служил рисовый пудинг с печеными яблокам. Этот рисовый пудинг Александра Феодоровна потом долго вспоминала, как неотъемлемое обстоятельство своих отроческих лет.
Конечно же, будущая императрица получила превосходное образование. Она владела иностранными языками, изучила историю, географию, классику мировой литературы. Прекрасно музицировала и исполняла оперные партии. Увлекалась физическими опытами, теологией. У нее даже была степень доктора философии Оксфордского университета. Современников удивляли ее острый ум и необыкновенная для ее возраста серьезность.
С наследником русского престола Николаем Александровичем принцесса впервые встретилась на свадьбе своей старшей сестры Эллы и великого князя Сергея Александровича, родного дяди цесаревича. Ей тогда было всего 12 лет. В дальнейшем между ними завязалась трогательная переписка.
Однако их путь супружеству был непростым и очень долгим. Дело в том, что девушка была убежденной лютеранкой и считала тяжелейшим грехом менять свою веру. А это являлось обязательным условием для супруги будущего российского императора. Против этого был и ее отец. Да и император Александр III отнюдь не приветствовал данный союз, поскольку намеревался в интересах Империи женить сына на одной из черногорских великих княжон.
Все же в результате длительных переговоров и сложных объяснений преданные друг другу сердца двух любящих людей смогли преодолеть все препятствия и соединиться. Произошло это, впрочем, уже после кончины Александра III и Людвига IV.
Но возникли новые затруднения. Далеко не все при царском дворе дружелюбно встретили невесту наследника. Многие считали ее чересчур холодной и даже несколько высокомерной. Хотя во многом здесь было дело в излишней застенчивости молодой принцессы, делающей ее совершенно непубличным человеком, неуютно чувствующим себя во время проведения разного рода церемоний. Полностью раскрыть себя она могла только в кругу самых близких людей.
К тому же, девушка не отличалась хорошим здоровьем. А уж когда у монарших супругов родился наследник, за жизнь которого ежечасно приходилось переживать, императрице и вовсе стоило больших усилий непринужденно держать себя на людях. Для нее огромной трагедией было осознавать, что именно она стала невольной виновницей страданий своего маленького сына, поскольку именно она передала ему по наследству коварную гемофилию – неизлечимую «болезнь королей», от которой умерли ее младший брат и родной дядя.
Именно в этот период в окружении императрицы появился сибирский старец Григорий Распутин, личность которого до сих пор окутана тайной. Чего только о нем не написано, какие только непостижимые теории и догадки не выдвигались в отношении него! Точными сведениями, наверное, вряд ли кто-то владеет. Даже книга его дочери Матрены не пролила свет на эту личность, поскольку и в собственной семье его видели нечасто. Не вызывает сомнения только тот факт, что он действительно помогал цесаревичу Алексею во время жесточайших приступов, и потому был очень близок ко двору. Известен случай, когда кровотечение у наследника удалось остановить по молитве старца, когда он был на значительном расстоянии от него, в совершенно другом конце России – в родном селе Покровском. Об этом свидетельствуют записи в дневнике известного лейб-хирурга того времени Сергея Петровича Федорова, который был свидетелем этих удивительных событий.
А еще Распутин «на чем свет стоит» ругал царя за то, что тот втянул Россию в Мировую войну. Требовал прекратить отправку на фронт русских войск, предрекая в противном случае гибель Империи.
Было и еще одно его известное пророчество, связанное с гибелью старца. Дело в том, что он, конечно же, не мог не чувствовать, что ему грозит опасность. Об этом писала в воспоминаниях его дочь Матрена. По ее словам, еще за год до случившейся с ним трагедии, он уже ждал своей кончины и «постоянно озирался, ходя по улицам». Именно в это время Григорий предупредил императора Николая II о том, что если к его убийству будет причастен кто-либо из членов царской фамилии, то не пройдет и двух лет, как царская семья погибнет и российский престол останется без прямого наследника. Итог всем известен: его убийство совершил представитель династии – Феликс Юсупов.
Убийство произошло в декабре 1916 года. В разгар Мировой войны, стоившей России бесчисленных человеческих жертв. В это время государыня и ее старшие дочери работали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Нужно отметить, что это единственная русская императрица, которая самолично делала раненым перевязки и выполняла простейшие хирургические операции.
Дальнейшая судьба царственного семейства всем известна.
После отречения Николая II от престола в феврале 1917 года, семья некоторое время находилась под надзором в Царском Селе. Затем ее перевезли в Тобольск и разместили в доме бывшего губернатора. Это были последние дни их относительной свободы и простых человеческих радостей.
Весной 1918 года государя с детьми и супругой спецтранспортом перевезли в Екатеринбург. Много издевательств и унижений пришлось перенести бывшему самодержцу. Здесь же царской семье и ее самым преданным слугам, а также их семейному лейб-медику Евгению Сергеевичу Боткину, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, суждено было принять мученическую кончину в подвале дома инженера Ипатьева, за два дня до взятия города белыми войсками. Тела несчастных облили кислотой и попытались скрыть следы преступления в заброшенной шахте – ныне всемирно известном урочище «Ганина Яма», рядом с которым впоследствии возвели мужской монастырь в честь царственных страстотерпцев.
Канонизировать семью не хотели очень долго. Отношение к самодержцу у жителей, воспитанных на идеях народного государства, естественно, неоднозначно. И сейчас не утихают споры, нужно было это делать или нет. Даже во время Архиерейского Собора, выносившего 20 августа 2000 года решение о прославлении страстотерпцев в лике святых, не все священнослужители голосовали «за». Некоторые соглашались причислить к святым только невинно пострадавших детей.
Люди к прославлению монаршего семейства относятся по-разному. Однако, нельзя отрицать тот очевидный факт, что в нашем православном государстве существует немало мироточивых икон царственных страстотерпцев. Еще даже до того, как начали писать иконы, мироточили их фотографии и снимки в газетных публикациях. А это убедительный знак того, что все же царственные мученики своей страдальческой кончиной искупили совершенные грехи перед Родиной.
Одну из таких чудесных мироточивых икон можно увидеть, например, в московском храме Святителя Николая в Пыжах.
ИЗ ЛИЧНЫХ ЗАПИСЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ОБ ИСТИННОЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ (И НЕ ТОЛЬКО)
Личные записи русской императрицы содержат отрывки из произведений, которые ее вдохновляли. Она вела эти записи на протяжении 18 лет, до самой своей кончины. Они ясно показывают, что беспокоило ее сердце, о чем она рассуждала в повседневной жизни. Среди ее личных заметок есть выдержки о счастливой семейной жизни, о том, как правильно воспитывать детей, о том, какой должна быть деятельная христианка. Есть среди них и цитаты, посвященные тому идеалу женщины, который стремились взрастить в то время в дамах высшего европейского общества, - идеалу, основой которого была Истинная Женственность.
(из дневников государыни 1899-1918 гг.):
- Творец наделил женщину даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие горести и страдания. Поэтому она должна всегда оставаться сердечной и великодушной.
- Женщина, чье сердце не трогает горе ближнего, которая не стремится помочь, когда это в ее силах, лишена главного женского качества, составляющего основу женского естества.
- Если знания – это сила мужчины, то мягкость – это сила женщины.
- Главная власть, которой обладает женщина, это власть Истинной Женственности, которая, в свою очередь, немыслима без чистоты души. Чистота помыслов и чистота души – вот то, что действительно облагораживает. Без чистоты невозможно представить настоящую женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.
- Влияние хороших женщин – это самая великая сила после милости Божией, которая формирует хороших мужчин.
- В своем собственном доме на собственном примере покажите всю возвышенную красоту истинной благородной женственности. Стремясь ко всему нежному, чистому, святому в Божественном идеале женщины, будьте воплощением добродетели и сделайте добродетель для всех настолько привлекательной, чтобы порок у них всегда вызывал только отвращение. Пусть окружающие видят в вас такую чистоту души, такое благородство духа, такую божественную святость, что, куда бы они не пошли, они чувствовали бы, как ваше сияние охраняет их, словно защитная оболочка или Ангел, парящий над их головами в вечном благословении.
- Настоящая добродетель – это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.
- Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что Вера – это нечто большее, чем учение и соблюдение обрядов.
- Один из первых секретов умения помогать – это способность ободрять других. Ободрение нас вдохновляет. А если его нет, гаснут многие благородные возможности.
- Основа благородного характера – абсолютная искренность.
- Небо всегда благословляет дом той, которая живет для добра.
- Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает. В некоторых домах всегда какая-то мрачная атмосфера. Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это – не по-христиански. Религия, которую вдохновляет Слово Христа, - солнечная и радостная.
- Мягкость и доброта, не соединенные с силой и решительностью, почти бессильны творить добро.
- Если вы осознаете, что вы из себя представляете, то не будете обращать внимание на то, что о вас говорят другие.
- Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на вражду и ссоры. Особенно в священном кругу семьи. Жизнь так хрупка, что любое расставание может оказаться вечным. Мы никогда не можем быть уверены, что у нас будет возможность попросить прощение за свое слово и быть прощеными.
- Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.
- Мудрость и силу, которые нужны ей для выполнения повседневных обязанностей, женщина может найти только обращаясь к Богу.
- На все, что мы имеем и что делаем, нам необходимо благословение Бога. Никто, кроме Бога, не поддержит нас во время великого горя.
- Пережив горе, знаешь, как сочувствовать другим. Никогда так не почувствуешь страдания других людей и не утешишь их, чем когда разум твой охвачен и смягчен собственным горем.
- Есть горе, которое может ранить еще больше, чем смерть, но Любовь Бога способна любое испытание превратить в благословение. За тучей скрывается звездный свет. После ливня снова солнечный луч сияет. Жизнь течет иногда при ярком солнечном свете, а иногда во мраке. Но при свете или во мраке, она всегда учит нас обращаться к Небу, как к великому Дому, полному надежды. Там соединяются вновь порванные на земле узы.
- Вуаль, которая закрывает от наших глаз события последующих лет, соткана милосердной рукой.
- Во всех испытаниях ищи терпения, а не избавления. Если ты его заслуживаешь, оно скоро к тебе придет.
- По мере того, как со временем, в трудах и заботах исчезает обаяние физической красоты, все более и более должна сиять красота души, заменяя потерянную привлекательность.
- Помни, что лучшая часть красоты та, которую внешне выразить невозможно.
- Старайся сделать счастливыми своих ближних – это путь к собственному счастью.
- Помни, что как только ты перестанешь помогать другим, станешь обузой и для себя.
- Жизнь – ничто, если мы не знаем Того, благодаря Которому живем.
- «Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде, все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь. Она покачивала лилию. Но ни пятнышка не появилось на ней. Так что даже в нашем безнравственном мире женщине можно сохранить незапятнанной свою душу, излучая святую бескорыстную любовь».
#религия #православие #эзотерика #магия #семья