В последние несколько лет набирает обороты новая экономическая модель совместного потребления. Она предполагает коллективное пользование товарами или услугами без владения. По сути, это и есть "шеринг экономика" (от англ. share — делиться).
У шеринг-экономики есть неоспоримые преимущества. Она позволяет избежать налоговые и страховые платежи. Поэтому, тот же самый каршеринг при определенной частоте пользования становится выгоднее, чем содержать свой автомобиль, так как ты не платишь за бензин, за ремонт автомобиля, за страховку, налоги на транспортное средство. Интересный факт, но личный автомобиль 95% времени владения не эксплуатируется.
Причем, институт "аренды" развит уже тысячи лет. Шеринг-экономика - это принципиально другой подход пользования. По мнению директора Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александра Чулока, современная шеринг-экономика основана на другой поведенческой модели потребителя:
1) сейчас пользователи шеринг-сервисов просто не хотят приобретать в собственное владение, загружая жизненное пространство, тратить ресурсы на что-то иное, быть экологически и этически более «дружелюбными»;
2) брать что-то в аренду и завершать ее стало намного удобнее, быстрее и комфортнее благодаря развитию информационных технологий.
Зачастую, пользователями шеринг-сервисов являются молодые люди. Так называемое "поколение Y" и "поколение Z". Они уходят от традиционного обмена «товар — деньги — товар». Шеринг-экономику стоит рассматривать как вектор, вокруг которого формируется и который сам формирует набор глобальных трендов. Это и «умный город» с развитием интеллектуальной транспортной и жилищной системы, и рациональное использование ресурсов, и ответственное потребление, и создание новых бизнес-моделей.
Данный тренд подтверждается и в российской экономике. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), прирост шеринг-экономики в 2017 году составил 20%, а в 2018 году — уже 30%, что позволило всему этому рынку превысить объем в 0,5 трлн руб. В развитых странах рост еще выше. Во всем мире, по оценкам аналитиков PwC, экономика шеринга вырастет с $15 млрд до $335 млрд между 2015 и 2025 годами.
Сейчас шеринг-экономика бросает вызов традиционной экономической модели.
Главное преимущество и главная же проблема шеринг-сервисов в том, что выходят они не на пустой рынок, но бросают вызов традиционной экономической модели. И у них отлично получается. Яндекс, Uber, AirBnb, HeadHunter, «Авио» и YouDo успешно конкурируют с гостиницами, таксопарками и газетным разделом объявлений.
Помимо каршеринга, активно в России развивается и кикшеринг. Действуют порядка 40 компаний, предоставляющие услуги проката самокатов во многих больших и средних городах. Оно и понятно, то же самое "поколение Y" и "поколение Z" вместо того, чтобы стоять в пробках в общественном транспорте или такси, предпочитает быстро добираться на электросамокатах, если расстояние не превышает 5-7 км. Так называемый, "транспорт последний мили", а учитывая, что в наших городах постепенно улучшается дорожная инфраструктура, то пользоваться сервисом становится безопасно и комфортно.