Бывают случаи, когда ты приобрёл товар, а он сломался. Гарантийный срок еще не прошел. Ты хочешь его обменять, а Продавец говорит: «аналогичного товара нет, давайте вернем Вам деньги…»
Это может произойти по нескольким причинам, во-первых товара действительно может не быть, во-вторых, это может быть связано с повышением цены, тогда Продавцу очень не выгодно обменивать товар. Например, тебе продали товар стоимостью 50000,00 руб., а когда ты обратился за обменом, товар уже стоит 70000,00 руб. Таким образом, если вернут 50 тыс.руб., ты уже не сможешь купить такой же товар за эту цену.
Особенно это актуально, если товар импортный и закупочные цены определенным образом привязаны к какой-то валюте. Скачки курса валюты могут моментально поменять цены.
Остается вопрос, какую сумму должен вернуть Продавец покупателю, если товар бракованный, а цены на него уже значительно выросли.
Закон и судебная практика говорят о том, что Продавец должен вернуть деньги в том размере, в каком сейчас стоит товар, а не когда он стоил при покупке!
Вот Верховный суд умными словами излагает:
«Учитывая это, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, суд вправе удовлетворить требование потребителя о взыскании разницы между ценой такого товара, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного товара на время удовлетворения требований о взыскании уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы.»
Конечно, знать этого недостаточно, нужно еще «побороться» с Продавцом за возврат денежных средств. И чем больше разница в сумме, тем больше сопротивление будет со стороны продавцов. Хотя, следует признать, есть достаточно много и лояльных к покупателям магазинов идущих на уступки…
Что необходимо для возврата денежных средств на подорожавший товар?
1. Обязательно направляем претензию, хотя закон и не обязывает ее направлять. Во-первых, хорошо составленная, мотивированная претензия может убедить Продавца пойти на уступки, чтобы избежать дополнительных расходов, а тебе сэкономит время. Во–вторых, даже если Продавец откажет тебе или не будет рассматривать претензию вовсе, это поможет тебе в суде получить штраф с продавца в размере 50% от суммы иска.
Пример, товар при покупке стоил 50000,00 руб., а когда ты обратился за обменом, товар уже стоит 70000,00 руб. Ты, прочитав данную статью, пишешь претензию о том, чтобы вернули 70000,00 руб. Продавец может отказать полностью (Вариант1) или согласиться частично, т.е. вернуть только 50000,00 руб. (Вариант2.).
Идем в суд.
Вариант 1. Ты подаешь в суд, выигрываешь взыскание 70 тыс.руб, суд штрафует Продавца за отказ добровольно удовлетворить претензию на 50% от суммы иска – 35 тыс.руб. Итого: ты получишь 105 тыс.руб.
Вариант 2. Ты подаешь в суд, суд установит, что Продавец согласен выплатить 50 тыс.руб, но не согласен с выплатой только суммы повышения цены, т.е. 20 тыс. руб. Тогда суд присудит тебе 70 тыс. руб. за товар и штраф 50% от 20-и тыс.руб. – 10 тыс. руб. В итого вы получите 80 тыс.руб. (70 тыс.руб. + штраф 10 тыс.руб.).
Есть еще одно преимущество направления претензии, это если в течение 10 дней тебе не вернули деньги, смело, каждый день, к сумме прибавляй по 1%.
Еще пример, заявил претензию, прошло 10 дней, начал прибавлять по 1% от суммы, возьмем сумму из приведенных примеров выше – 70 тыс.руб. То есть, в день это 700 руб., за 10 дней это 7 тыс.руб.
2. Для подготовки претензии, а если потребуется в дальнейшем и для иска, нужно собрать необходимые доказательства. Первым доказательством является заключение (акт) сервисной службы о браке или отсутствие деталей для ремонта.
Вторым доказательством будет какой-либо документ о цене товара в настоящее время. Документом может быть счет с магазина, заказ, прайс и т.д. вариаций много, главное чтобы было похоже на документ, подпись там, печать, артикул, совпадающий с купленным товаром, его характеристики, реквизиты…все как у людей…
Составляем претензию.
Текст претензии потом можно будет использовать для составления иска. Претензия обычно содержит следующую информацию:
- Кому претензия: наименование продавца, адрес, телефон, электронная почта, реквизиты можно взять из чека.
- Свои данные: ФИ, адрес с индексом, телефон и электронная почта для связи.
- Содержание претензии: когда, где и за сколько купил товар, каким документом это подтверждается, что сломалось, что предпринял, как отказали, сколько стоит сейчас товар, чем подтверждается и т.д.
- Ссылки на статьи закона, которыми обосновываешь свои требования. Ст. ст.18 и 24 закона о защите прав потребителей.
- Угрозы: много хороших угроз, о штрафе 50%, о расходах на хорошего юриста, о моральном вреде из-за возникшей нескончаемой диареи по их вине, об 1% за каждый день, о жалобах в Прокуратуру, Роспотребнадзор и т.п.
- Свои требования: вернуть деньги в размере стоимости товара на сегодняшний день, выплатить компенсацию морального вреда, проценты за просрочку возврата.
- Список документов, которые прилагаются для подтверждения: чеки, письма в магазин, его ответы, заключение сервисного центра, документы, подтверждающие новую цену.
- Обязательно указать реквизиты для возврата денег.
- Дата и подпись.
Претензию направляем или вручаем в магазине, также отправляем на юридический адрес компании.
Ждём дней семь. Не забываем каждый день по 1% прибавлять… Если недалекий Продавец отказал или молчит идем в суд…