Сочинение — одно из самых слабых мест школьников. Год из года ученики совершают одни и те же ошибки; избежать их легко, если «знать врага в лицо».
Рассказываем о самым частых ошибках, которые школьники допускают в своих работах. А в конце материала вас ждет подарок!
Путаница в мыслях
Так одной фразой можно описать главную проблему школьников.
Если углубиться в детали, то ученики:
- неоправданно расширяют тему,
- не могут сформулировать тезис,
- композиционно не выстраивают свои тексты,
- вместо анализа пересказывают произведение,
- подменяют аргументы к тезису общими примерами по теме,
- излагают мысли нелогично и непоследовательно,
- не следят за речевыми повторами,
- не дают ясный ответ на поставленный вопрос.
Что делать?
Точечно прорабатывать проблемы с помощью специальных упражнений.
Часто школьники сразу берутся писать работу, не определившись с тезисом. Из-за этой ошибки текст получается путанным.
Вот одно из упражнений, которое поможет школьнику понять, почему тезис важно определять до начала работы с аргументами.
Предложите школьнику подумать, чем будут отличаться сочинения трех ребят, которым нужно объяснить понятие «любовь»:
- «Любовь — это забота о любимом человеке и уважение к нему».
- «Любовь — это абсолютное принятие человека без желания его изменить, перевоспитать».
- «Любовь — это готовность совершать поступки для тех, кого любишь, даже вопреки своим интересам».
Ученик сообразит, что сочинения на одну и ту же тему могут сильно отличаться.
Справиться можно и другой популярной ошибкой — подменой аргумента пересказом.
Тем ученикам, которые увлекаются рассказом содержания текста, нужно добавлять сложноподчиненные предложения со знанием причины и следствия. На помощь школьнику придут союзы «чтобы», «потому что», «поэтому» и т.д. Так первая часть предложения будет пересказом, а вторая — пояснением.
Неправильно:
Аргумент: В новелле О. Генри «Последний лист» рассказывается о юной художнице по имени Джонси, которая тяжело заболела. Шансы выжить у нее были один к десяти. Джонси была уверена: как только упадет последний лист плюща за окном, оборвется и ее жизнь.
Исправляем:
Шансы выжить у нее были один к десяти, поэтому она уже потеряла надежду и ничего не ждала, кроме смерти.
Эти и еще 13 упражнений на проработку каждого этапа написания сочинения вы найдете в мини-пособии «Учим писать сочинение-рассуждение». Мы его вам дарим!
Еще в нем есть пошаговые инструкции, памятки с теорией и примерами и готовые рабочие листы, которые достаточно распечатать и взять с собой на урок.