Гражданские войны, категория особая, хотя и не очень многочисленная. Далеко не в каждой стране они происходили, и, как легко заметить, крайне редко повторялись. Пожалуй, только Франция является примером сразу нескольких гражданских войн за свою историю, если считать религиозные войны между католиками и гугенотами, войну после Великой французской революции. Тут, правда, надо уточнить, что некоторые историки к гражданским войнам относят и крупные восстания рабов или крепостных крестьян. С этим можно согласиться, но с некоторой оговоркой. Или вопрос: можно ли считать гражданскими междоусобные войны русских княжеств или другие аналогичные конфликты Древнего мира или в Средние века? Словом, границы того, что считать гражданской войной не очень чёткие. И заниматься рассуждениями на подобную тему можно бесконечно. Так что давайте о другом.
К самым страшным особенностям гражданских войн, видимо, стоит отнести их жестокость и огромные потери. Потери, в первую очередь объясняются тем, что в войну втягивается большое число мирного населения и той же самой жестокостью сторон, в результате которого просто уничтожают несогласных. Достаточно привести в пример Варфоломеевскую ночь, особенно, если в более широком смысле, как массовую резню гугенотов. Или гражданская война в Испании, которая обошлась стране в 5% населения погибшими, и ещё больше эмигрировавшими.
Что касается нашей страны, то вопрос потерь в Гражданской войне до сих пор обсуждается. Военные потери противостоящих сторон оцениваются обычно в 2 миллиона человек, а в том, что касается гражданского населения, то в разных исследованиях они колеблются от 8 до 25 миллионов человек. В последнем случае, включая эмиграцию и потери армий.
Оценить потери мирного населения крайне сложно, так как трудно отделить именно военные потери, от возникшего голода, эпидемий и прочего. Тем более, что после окончания войны власть не очень стремилась эти потери как-то оценить. О том же, с какой жестокостью расправлялись со своими противниками, как Белые, так и Красные, написано много, хотя трудно понять, сколько в этом правды, а сколько пропаганды.
Ещё одной особенностью гражданских войн является то, что крайне трудно определить правых и виноватых. Даже, в, казалось бы, традиционно понятной ситуации с гражданской войной в США, когда «северяне» стояли за отмену рабства, а «южане» за его сохранение, не всё так просто и однозначно. Рассматривать же, кто прав или виноват в религиозных войнах вообще бессмысленно. Можно лишь повторить слова великого Дюма-отца, вложенные им в уста Портоса:
Почему я должен убивать еретиков-гугенотов, всё преступление которых состоит в том, что они поют по-французски те самые псалмы, которые мы поём по-латыни?
В большинстве других войн вроде бы обычно понятно, есть агрессор, есть страна, в которую вторглись. Хотя немало примеров, когда понять, кто же агрессор и вообще, кто прав, а кто виноват, гораздо сложнее. Причём и в нашей истории их немало, вспомним хотя бы Италийский и Швейцарский походы Суворова.
В гражданских же войнах правым всегда потом оказывается тот, кто победил, что далеко не всегда можно считать объективным и справедливым.
Ещё одна черта, о которой хотелось бы сказать, это почти обязательное вмешательство иностранцев во внутренние конфликты. Вспомните Великую французскую революцию, которая очень быстро превратилась в войну Франции против почти всей Европы. Про нашу Гражданскую знают все. Причём, когда на одной из сторон появляются иностранцы, не важно, добровольцы или воинские контингенты под чужим флагом, другую сторону это озлобляет ещё больше. Если вспомнить Испанию, то и франкисты люто ненавидели бойцов интербригад, и республиканцы не щадили попавших в руки итальянцев или немцев. Да что далеко ходить. Как мне рассказывали донецкие ополченцы, они не только не брали в плен поляков или американцев, но и сознательно за ними охотились.
Подводя итог, я бы хотел лишь сказать одно, и думаю, мало кто со мной не согласиться — не дай бог жить в такой период, когда идёт гражданская война и оказаться её участником. Тем более, что оказаться вне такой войны крайне сложно, поскольку безопасного тыла практически не бывает. К сожалению, практическим всем странам в своей истории, даже если не брать давние времена с их обязательными междоусобицами и восстаниями части населения, приходилось пройти через гражданские войны.
И эти войны оставляют нам тяжёлые раны, которые очень долго и трудно залечиваются.
Увы…
Рекомендую вам мою статью:
Как же нам относиться к Колчаку, Деникину, Маннергейму?
Для тех, кто ещё не читал мой роман в жанре альтернативной истории, под названием «Освобождение-2», очень рекомендую.
Посмотреть и приобрести можно тут.