Экосистема стартапов в России постоянно расширяется. Но в эпоху глобализации компания может выбирать, в какой стране вести бизнес и развиваться. Инвесторы рекомендуют фаундерам не откладывать выход на зарубежный рынок, если они видят, что там можно расти быстрее. Мы собрали страны, на рынки которых можно выйти с IT-стартапом.
1. Армения
Армения уже много лет идет в сторону высокотехнологичного развития. В 2020 году общий оборот технологических компаний в стране увеличился на 20,6%, было зарегистрировано 192 новых компании. Правительство Армении предоставляет налоговые льготы специально для технологических стартапов и IT-компаний. Например, до конца 2022 года армянские IT-стартапы могут получить сертификат, который освободит их от уплаты налога на прибыль и снизит налог на зарплату на 10%. Также правительство улучшает условия открытия и ведения бизнеса, предлагая политику, направленную на привлечение иностранного бизнеса и инвесторов. Стартап-экосистема Армении быстро растет. Многие местные молодые компании сразу ориентируют свои продукты на глобальный рынок, что дает огромный потенциал международного развития.
2. США
Кремниевая долина и Нью-Йорк занимают первые места среди благоприятных регионов для развития стартапов. Вопреки кризису и пандемии 2020 год оказался для стартап-рынка США крайне успешным. В стране действуют особые условия для стартаперов, в том числе разрешение развивать компанию в стране в течение 2,5 лет, которое получают фаундеры с долей в проекте от 10%. Первый шаг к успешному запуску бизнеса в США – переезд в страну. Запустить бизнес, находясь в России, скорее всего, не получится. И хотя жесткая конкуренция и высокий порог входа на американском рынке часто отпугивают молодые проекты, США привлекают сотни предпринимателей со всего мира благоприятным инвестиционным ландшафтом и развитой стартап-инфраструктурой.
3. Китай
В 2020 году Китай привлек самый большой объем зарубежных инвестиций, безоговорочно обогнав США: вложения составили $14,4 млрд. Большой внутренний рынок сбыта, огромное количество инкубаторов и цифровая экономика привлекают стартапы и инвесторов со всего мира. Высокая конкуренция, особенный бизнес-этикет и ряд национальных особенностей экономики делают сложным выход на рынок для иностранных стартапов, но возможная прибыль затмевает все риски. Чтобы добиться успеха, необходимо правильно выбрать локацию и партнера. Выйти на китайский рынок помогают многочисленные акселераторы и программы для трансфера технологий.
4. Казахстан
Экономика Казахстана является крупнейшей в Центральной Азии и растет быстрее других стран СНГ. Правительство страны активно продвигает идеи цифрового государства, поддерживая стартапы. Местные компании легко масштабировать на другие центральноазиатские страны из-за схожего менталитета и стиля потребления. Сегодня стартап-экосистема Казахстана далека от Сингапура или Кремниевой долины, но усиливающаяся венчурная активность в регионе и возможность структурирования компаний и венчурных сделок дают шанс выстроить сильную индустрию в ближайшее десятилетие. У Казахстана есть потенциал для того, чтобы стать одним из лидеров IT-отрасли в СНГ, и государство планирует вложить в развитие сферы $1,2 млрд. Тех, кто не побоится основать в стране свой стартап, могут ждать перспективы на успешный и доходный бизнес.
5. Индия
Индия обладает одной из самых развитых экосистем стартапов, впереди только США и Китай. В 2019 году инвесторы вложили в местные стартапы $14 млрд, а в 2020 показатель увеличился до $63 млрд. Перспективными направлениями для молодых компаний могут стать секторы, в которых уже развивается межгосударственное сотрудничество. В первую очередь – оборонная сфера, энергетика и освоение космоса. Но открывать офис в Индии достаточно дорого, в стране высокие налоги и работать без местных партнеров и персонала сложно. Для российского бизнеса Индия больше интересна с точки зрения создания партнерств, ведь страна представляет собой огромный рынок, не смотреть в сторону которого было бы неправильно.
Читайте по теме:
Как российскому стартапу в сфере туризма пережить пандемию и выйти на рынок США
Почему Африка – самый интересный регион для российских предпринимателей
Фото обложки: yarbeer/Shutterstock