Дети путают сложные предложения и простые предложения с однородными сказуемыми.
Как помочь детям определить какое это предложение? Итак:
Простое предложение:
- имеет одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое);
- однородные сказуемые связаны интонацией перечисления;
Сложное предложение:
- имеет две или несколько грамматических основ, то есть сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений и представляет собой единое целое;
- части сложного предложения связаны между собой по смыслу и соединены интонацией или интонацией и союзами.
- Части сложного предложения всегда разделены запятыми.
Алгоритм определения:
- Прочитать предложение.
- Найти грамматическую основу - подлежащее и сказуемое.
- Если грамматическая основа одна, то это простое предложение.
- Если грамматических основ несколько, то это сложное предложение.
Еще такая "неформальная" подсказка: если в предложении один "производитель действия", то это простое, если несколько действий и событий, то сложное.
Например, Ребята взяли свои ранцы, выбежали на улицу. ( "производитель действия" - один)
Прозвенел звонок с урока, ребята взяли ранцы и выбежали на улицу. (два действия разных "производителей")
Упражнения для тренировки.
Предлагаю такой способ тренировки - устный. Читаете ребенку предложение, а он должен определить тип предложения.
Ниже предлагаю файл для распечатки.
1. Солнце восходит, начинается утро. (СЛОЖНОЕ)
2. Подул сильный ветер, листья с деревьев полетели на землю.(СЛОЖНОЕ)
3. Осень приближается, небо часто хмурится.(СЛОЖНОЕ)
4. Прошел небольшой дождь, и выглянуло солнце.(СЛОЖНОЕ)
5. Маленькие птички летали, щебетали, ловили мошек. (ПРОСТОЕ)
6. Красивые бабочки порхали над цветами, с востока надвигалась туча.(СЛОЖНОЕ)
7. Впереди по тропинке шел старый большой Ёж, а за ним шла мама Ежиха.(СЛОЖНОЕ)
8. На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. (ПРОСТОЕ)
9. Ветер в поле дует, дождик моросит.(СЛОЖНОЕ)
10. Желтые и красные листья шуршат под ногами, по сосне скачет белочка.(СЛОЖНОЕ)
11. Котенок медленно подполз к клубочку, подтолкнул его и отскочил назад.(ПРОСТОЕ)
12. Белые пуговицы находятся в синей коробочке, желтые пуговицы сложены в красную коробочку.(СЛОЖНОЕ)
13. Маша прыгала, Даша смеялась, Саша пел песню.(СЛОЖНОЕ)
14. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.(ПРОСТОЕ)
15. Я бегу, смеюсь, рву по дороге листочки с кустов.(ПРОСТОЕ)
16. Трактор едет по дороге, его обгоняет старенький автобус.(СЛОЖНОЕ)
17. Катя боязливо шла по дорожке, остановилась и с тревогой оглянулась на домик в саду.(ПРОСТОЕ)
18. В валежнике на мгновение мелькнуло что-то мохнатое, раздался выстрел.(СЛОЖНОЕ)
19. Васютка выбрал посуше место, натаскал дров, развёл огонь.(ПРОСТОЕ)
20. Васютка ещё некоторое время стоит неподвижно, потом медленно опускает ружьё и облизывает пересохшие губы.(ПРОСТОЕ)
21. Лицо и руки жалила крапива, но Васютка не обращал внимание на это внимания.(СЛОЖНОЕ)
22. Устал Васютка за день, но сон не шёл.(СЛОЖНОЕ)
23. Взметнулись искры, высоко поднялось пламя.(СЛОЖНОЕ)
24. Мать хотела ещё что-то сказать, но на улице залаял Дружок.(СЛОЖНОЕ)
Удачи! И хороших отметок!