Найти в Дзене
Завуч в теме

Трудности адаптации детей в 5 классе

Оглавление

Ваш ребенок закончил начальную школу и перешёл в 5 класс. Казалось бы – самое трудное позади, ребенок вырос, стал самостоятельным. Можно вздохнуть спокойнее. А не тут то было! Начинается таааакое!

Фото из интернета
Фото из интернета

Ежегодная ситуация

Каждый год, в конце сентября, начинают приходить родители 5-клашек. Начинают все примерно одинаково: «Я, мама отличницы, Ивановой Маши. В началке у нас по всем предметам стояли «5», а теперь появились текущие тройки!!! Что делать? Ребенка «заваливают» плохие учителя! У нас репетиторы уже по каждому предмету...». В общем, паника.

И тогда я понимаю – пришла пора проводить общее родительское собрание. Вот о чем я рассказываю родителям.

1. Нагрузка

Нагрузка в четвертом классе составляет 25 часов в неделю. В пятом классе – 32 часа ( у нас шестидневка). То есть – на 7 уроков больше. Вспоминаю, что мой сын в пятом классе приходил из школы и … ложился спать! Вот до какой степени уставал. Привыкнув к 4-5 урокам в день, дети тяжело переносят 6 уроки. Отсюда – следующая проблема.

2. Расписание

Конечно, составители расписания стараются не ставить первыми и последними уроками «тяжелые» предметы: русский, математику, английский. Но так получается не всегда. Сами подумайте. Один математик ведет всю параллель. Естественно, у кого-то математика будет посередине, на комфортных 2-4 уроках. Но кому-то выпадут и 1 и 6 уроки. Так получается и с другими предметами. Ясное дело, на первом уроке дети еще «наполовину спят», а к шестому – банально устают.

3. Новые предметы

В началке «Окружающий мир» как бы соединяет в себе по чуть-чуть географию, историю, биологию и даже астрономию. Все изложено как занимательное чтение о том, что нас окружает. А с пятого класса – это отдельные предметы. И их нужно по-настоящему учить. Пересказывать параграф, отвечать на вопросы, делать сообщения или другие задания, заданные учителем. А дети относятся к ним по-прежнему, как к познавательно-развлекательному контенту. Плюс, в начальной школе учителя уделяют основное внимание русскому и математике, по «окружайке» часто оценки завышаются, чтобы не портилась картина «отличников». И дети просто «офигивают» от серьезности новых требований

4. Требования

Как же хорошо всем было с Марьиванной, Жаннойпетровной, Веройвасильевной. Все понятно. Если учитель требовал что-то, то требования относились и к математике, и к русскому, и к литературному чтению. А теперь? На истории Натальнатольна требуетпересказ каждого пункта из параграфа. Галинаниколаевна по географии говорит: « Прочтите параграф и сумейте ответить на вопросы в конце параграфа». Молодой Артемюрьевич по биологии вообще ничего не требует – раз в две недели дает тесты и по ним выставляет оценки за четверть… Голова идет кругом не только у детей, а и у родителей.

5. Не в обиду учителям начальной школы, но…

Но очень часто в конце четвертого класса оценки детям завышаются. Ну не верю я, чтобы в параллели 4-х классов из 120 человек было 38 твердых отличников! И на всю параллель всего 44 троечника! Не понимаю я такой логики. То ли хотят они сделать приятное детям и родителям, то ли заботятся о том, с какими показателями сделали выпуск.

6. Учебники

Приношу на собрание учебник «Окружающего мира» за 4 класс и учебник истории за 5. Предлагаю посмотреть на размер шрифта и количество страниц в одном параграфе. Невооруженным взглядом видно, как увеличился размер материала. Учебники рекомендуются нам «Федеральным перечнем учебников». И, если учитель и хотел бы пользоваться хорошим, но не входящим в этот список учебником, он может это делать только в качестве допматериала.

В итоге

Ребенок устает. Количество домашней работы растет. Вместо одних, понятных требований появляется целая куча других. Да еще и темперамент у всех учителей разный. Трудно после четкого, динамичного учителя сидеть на уроках, которые ведет флегматик. Тут впору заснуть… Или наоборот. Первая учительница была сангвиником. Относилась ко всему спокойно, по 2 раза повторяла вопрос .. А теперь англичанка, которая сыплет незнакомыми словами словно горохом и считает, что дети её понимают! Кстати – это требование такое, чтобы урок иностранного языка велся именно на языке, без «подстрочного перевода» каждой фразы…

Что делать?

Для начала – осознать, что все теперь изменилось.

Отбросить панику.

Не идти на поводу у детей, которые с рыданиями доказывают, что «я весь параграф выучила, и все рассказала, а она мне не за что двойку влепила!». Скорее всего, был выучен только первый пункт из всего параграфа. Весь класс тянет руку именно его отвечать! А когда достается второй, или третий, или, не дай Бог, четвертый пункт – тут мы плачем и просимся ответить на следующем уроке.

Фото из интернета, из свободных источников
Фото из интернета, из свободных источников

Проанализировать загруженность ребенка в музыкальной, художественной, спортивной школах. И принять здравое решение. Если олимпийского чемпиона из вас не получиться, и на гимнастику вы ходите «для здоровья», то может пожертвовать гимнастикой? Или снизить количество тренировок? Или записаться в группу с другим расписанием?

А еще – надо родителям заново, как и в первом классе, научиться проверять уроки. Чистите картошку, варите суп – зовите ребенка на кухню, пусть рассказывает вам устные предметы и покажет тетрадки с письменными заданиями.

Умоляю! Родители! Прекратите верить всему, что пишут другие родители в вашем чате. Не надо подхватывать «знамя революции» и создавать коалицию с целью свергнуть «злобную математичку»! Поверьте – еще неизвестно, кого вам поставят взамен ее. А потребовать именно добрую Марьпетровну у вас вряд ли получится. Потому что у Марьпетровны уже 28 часов и директор по КЗОТу не может её заставить взять еще и ваш класс.

Ну и, если вы пришли к учителю, то не надо начинать разговор со слов «Я мама отличницы…». Начните его по доброму и с вопроса о том, какой материал надо подработать, какие требования выдвигает учитель и что надо делать для того, чтобы иметь пятерку.

Я понимаю, как вам трудно, обидно за свое чадо и как хочется вам справедливости. Но поймите - происходящее с вами имеет под собой объективные причины, устранить которые не в силах ни вы, ни школа. Успехов вам и вашим детям. Трудный год пройдет и все наладится!