То, что #искусство является не только отражением действительности через художественные образы и фантазию, но и одной из форм познания мира, было понятно еще в древности. Творя новые миры в произведениях искусства, человек одновременно познает окружающее и себя в нем. Притом спецификой художественного познания является то, что здесь огромное значение имеют нерациональные методы, прежде всего интуиция.
То есть художнику (в широком смысле этого слова) удается постичь истину порой вообще без участия логических механизмов, а каким-то наитием. Это трудно объяснимое явление, схожее по своей сути с духовным откровением в религии. Если в религии подобное рассматривается как результат непосредственного божественного вмешательства, то в отношении искусства не всех может удовлетворить подобное объяснение. Религиозного человека, конечно, удовлетворит. А других?
В эстетике, поскольку это философская дисциплина, все же основанием для выводов являются рациональные объяснения. Тут невозможно обойтись простым "это от бога — и точка".
Интуиция, как один способов познания, существует не только в искусстве, но и в науке, в философии. Многие философы вообще считают его самым верным способом постижения истины (об этом есть даже целое направление — интуитивизм, основной представитель — Анри Бергсон). Интуиция бывает чувственной, интеллектуальной и художественной. В чем их отличие друг от друга?
Чувственная работает на уровне безотчетного ощущения. Например, вдруг возникает ощущение опасности, или вы чувствуете, что этот человек относится к вам неприязненно, или, наоборот, с симпатией.
Интеллектуальная #интуиция позволяет понять, как надо поступать, решать проблему, перед внутренним взором как бы открывается истина. Признаюсь, что именно таким образом я решала большинство задач по высшей математике, наличие которой в расписании 1 курса философского факультета стало для меня неприятной неожиданностью. Я-то думала, что поступаю на исключительно гуманитарное обучение. А тут такой сюрприз! Не в состоянии объяснить, как именно я получаю правильные ответы, тем не менее, я верно решала задачи (формулы-то, конечно, знала), что меня и спасло от устного экзамена.
Но вернемся к художественной интуиции. Так вот, она имеет ту специфику, что включает в себя как чувственную, так и интеллектуальную.
То есть тайна художественной интуиции в том и состоит, что она вбирает в себя все познавательные способности человека и разные виды интуиции и выдает в результате тот образ, который в данном случае становится именно тем, который и нужен в произведении.
У каждого творческого человека есть художественная интуиция. Похоже, что чем глубже талант, тем больше развито это чувство. Тогда в процессе создания нового произведения возникает ощущение, что твоей рукой водят какие-то внешние силы, что слова сами ложатся на бумагу, мазки на холст, а ноты в нотный стан. Когда приходит вдохновение, художник творит как по наитию, не видя и не слыша ничего вокруг, он весь во власти интуиции. Откуда-то он знает, что надо делать и как. Образно говоря, его посетила Муза. Это поразительно, но в этом нет никакой мистики.
#творчество #философия #эстетика
Читайте еще на моем канале:
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Потрясающий памятник сожженным книгам в Берлине