Найти тему

Какой вред нанёс инженер Курчевский Красной Армии?

Леонид Курчевский уж точно известен всем, кто интересовался военной историей и оружием. Однако, если разобраться, то реально о нём и его работе известно очень мало. А то, что можно прочитать в разных источниках ещё и довольно противоречиво. Одни авторы пишут об огромном вреде, который был нанесён им нашей армии. Другие — что Курчевский был талантливым изобретателем, пытавшихся снабдить наши вооружённые силы опережающим время оружием, но попал под каток сталинских репрессий, из-за чего наша армия это самое оружие не получила. Вторая версия явно высосана из пальца не особо грамотными людьми, но и по поводу первой не всё ясно.

Давайте попробуем разобраться, какой же вред нанёс Курчесвский и насколько это вред велик.

Итак, Курчевский предложил проект безоткатной (динамореактивной по терминологии 30-х годов) пушки, который произвёл сильное впечатление на советское военное руководство. В результате, было принято решение о массовом выпуске пушек такой конструкции самых разных калибров, и использовании их не только для вооружения полевой артиллерии, но и применении этих орудий на кораблях и самолётах. В большинстве источников написано, что с 1931 по 1935 годы было изготовлено около 5000 динамореактивных орудий, калибром от 37 до 305 мм.

-2

Из известных образцов:

Для вооружения самолётов: 76-мм авиационная пушка АПК-1, 65-мм автоматическая авиационная пушка АПК-3 (для истребителей И-4), 76-мм автоматическая авиационная пушка АПК-4, 76-мм автоматическая авиационная пушка АПК-5 (для истребителя И-12), 102-мм авиационная пушка АПК-8 (для истребителя ДИП — АНТ-29), 152-мм авиационная пушка АПК-9 (для бомбардировщика ТБ-1), 76-мм автоматическая авиационная пушка АПК-10 (для истребителя И-12), 37-мм автоматическая авиационная пушка АПК-11 (для истребителей И-14) и 45-мм авиационная пушка АПК-13.

Истребитель И-12 (АНТ-23) с двумя 76-мм пушками АПК-4.
Истребитель И-12 (АНТ-23) с двумя 76-мм пушками АПК-4.

Для сухопутных войск: 37-мм противотанковые ружья РК малой (ММ) и большой (БМ) мощности, 45-мм противотанковое ружье, 76-мм противотанковая пушка повышенной мощности УПК, 76-мм лёгкая мортира ЛМК, 76-мм батальонная пушка БПК, 76-мм горная пушка ГПК, 76-мм мотоциклетная пушка МПК, 76-мм самоходная пушка СПК, 152-мм самоходная полковая мортира (на самом деле, конечно, пушка) СПК, 305-мм самоходная полевая гаубица СПГК.

37-мм противотанковое ружьё
37-мм противотанковое ружьё

Кроме того, в бронеавтомобиль БАИ пытались установить 37-мм противотанковое ружьё, на танкетку Т-27 авиационную пушку АПК-4, на танк Т-26 модернизированную удлинённую авиационную пушку АПК-4, на танк БТ-5 152-мм мортиру СПК.

Для вооружения кораблей: 76-мм катерная пушка КПК, 100-мм пушка для речных канонерских лодок, 152-мм автоматические установки МК-1 (одноорудийная) и МК-2, МК-3 (спаренные) для торпедных катеров и подводных лодок, 305-мм корабельная пушка 305-К и спаренная установка 2К-305 для эсминца, проект 500-мм пушки для лёгкого крейсера. А также 203-мм и 305-мм пушки береговой обороны на железнодорожной установке.

305-мм пушка Курчевского на эсминце «Энгельс». Глядя на это фото надо помнить, что сие орудие заряжали с дула.
305-мм пушка Курчевского на эсминце «Энгельс». Глядя на это фото надо помнить, что сие орудие заряжали с дула.

Если кратко, то большая часть из созданных орудий, дошедших до стадии испытаний, либо оказывалась хуже существующих, либо вообще никуда не годилась. Например, как заряжать 305-мм огромные морские орудия с дула на эсминце в бою? Сама конструкция орудий была слишком сырая, а часто и просто недоработанная. Те же 305-мм корабельные пушки были спроектированы лишь в виде самого орудия, а вот как его устанавливать на эсминце создатели орудия вообще не думали, переложив эту заботу на других. В результате выпуск орудий на заводах срывался. Автоматика авиационных пушек постоянно отказывала. Пушки оказывались и тяжелее (хотя вроде должно быть наоборот) и дороже аналогичных им уже существующих или проектируемых.

76-мм лёгкая мортира ЛМК
76-мм лёгкая мортира ЛМК

Сложность и необработанность проектов приводила и к срыву их выпуска.

37-мм противотанковые ружья заказывались партиями в несколько сотен, но выпускались по два-три десятка. Также с авиационными пушками. Самые массовые и известные 76-мм батальонные пушки БПК были выпущены в количестве свыше четырёх сотен. На 1-е ноября их числилось в РККА 398 исправных, однако уже к концу 30-х они все были сняты с вооружения. Дольше всех продержались катерные пушки КПК, которых изготовили 250 и сняли окончательно с вооружения лишь в 1938 году.

Самое известное и массовое орудие Курчевского 76-мм батальонная пушка БПК
Самое известное и массовое орудие Курчевского 76-мм батальонная пушка БПК

Заказами на производство пушек Курчевского были загружены сразу несколько заводов: подмосковный завод № 8 им. Калинина, завод № 7 им. Фрунзе (бывший «Петербургский Арсенал»), Ленинградский металлический завод, завод «Большевик» (бывший Обуховский), завод «Красный Путиловец» (бывший Путиловский). Объём заказов таких орудий составлял от 30 до 50% заказов этих заводов. Всего изготовили около 5000 орудий, из них военные приняли лишь 2000, и только половина принятых попали в войска.

При этом, надо не забывать, что кроме пушек, создавались специальные самолёты. В КБ Туполева разработали специально для вооружения авиационными пушками Курчевского самолёты АНТ-23, АНТ-29, АНТ-31 и АНТ-46. Григорович создал истребитель И-Z. Объяснять, насколько сложно создать тяжёлый двухмоторный самолёт надо? Слава богу ещё не дошло до постройки специальных кораблей с 305-мм пушками Курчевского. А ведь и такое предлагалось.

Истребитель И-Z с 76-м пушками АПК-4
Истребитель И-Z с 76-м пушками АПК-4

И может быть всё бы это было не так страшно, если бы наша страна и её промышленность могли позволить себе такие эксперименты. Однако, это было совсем не так. Не знаю, можно ли оценивать ситуацию в артиллерии РККА к началу 30-х годов как критическую, но радостной её не назовёшь точно. Заводы наши вроде бы артиллерийских орудий производили немало и было о чём писать в передовицах газет. Но реально в Красной Армии вообще не было современных орудий. От слова совсем. Все производимые орудия были созданы в начале ХХ века, то что у многих указано «обр. 1910 года» не должно вводить в заблуждение, ибо разработаны они были в той же Франции несколькими годами раньше, а в указанном году были лишь приняты на вооружение в России. В 20-е годы во всех промышленно развитых странах (Франции, США, Великобритании, Чехословакии, Бельгии, Германии, Швеции) были уже разработаны артиллерийские системы нового поколения: лафеты с раздвижными станинами, большим углом возвышения, подрессоренными колесами на пневмошинах, более длинными стволами (а стало быть и дальнобойностью) и пр. и пр.

Другое дело, что никто почти не спешил производить эти орудия в массовых количествах. В Германии это просто было запрещено делать. А, например, во Франции, вопрос упирался в то, что со времён Первой Мировой все склады были забиты пушками и гаубицами, которые не знали куда девать. В результате французскими артсистемами обр. 1928 года вооружали Грецию, Аргентину, Литву, Японию и даже Китай, в большей мере, чем саму французскую армию. В Советском же Союзе как раз наоборот, заводы получали новые и новые заказы на производство артиллерии. Старые системы, также, как и везде пытались модернизировать, но много из модернизации выжать не удалось: чуть увеличили дальность стрельбы да приспособили орудия для моторизованной тяги. Понятно, что нужно было создавать новые орудия, аналогичные давно уже созданным в других странах. Или хотя бы покупать за рубежом лучшие образцы и осваивать их производство на наших заводах.

Но каково делать это, если большая часть заводов загружена заказами пушек Курчевского, дорогих и отнюдь не очень простых в производстве? Если учесть, что от размещенного заказа, заводы выполняли в лучшем случае половину, а то и треть, то получается, что заказ на три-четыре года составлял не менее 15000 орудий. Это огромная цифра. Например, в 1934 году наша промышленность изготовила, при всех усилиях по наращиванию производства, за 11 месяцев только 964 орудия. И лишь в 1935 году (когда пушки Курчевского сняли с производства) было изготовлено 4163 орудия. При этом, в отличие от Франции, которая не знала куда девать свои пушки, в СССР имелось не более 60-70% от потребности на мобилизационное развертывание. То есть работать и работать надо, чтобы вооружить армию.

Но. Давайте не будем далее рисовать картину исключительно чёрными красками, как это сделали уже многие авторы ранее.

Как мне кажется, ситуацию с пушками Курчевского несколько излишне драматизируют, когда утверждают, что все заводы и конструкторские бюро были фактически парализованы.

Давайте не забудем того, что именно в период с 1930 по 1935 годы были разработаны и начали понемногу производится основные образцы артиллерийских орудий, которые потом воевали на полях Второй Мировой. Именно тогда немецкие инженеры наладили у нас на заводе №8 (на котором производилось тогда и пушки Курчевского) 37-мм противотанковой пушки обр. 1931 года, а затем создали в кротчайшие сроки 45-мм пушку обр. 1932 года, которую затем модернизировали. В те же годы были закуплены и полевые орудия, в первую очередь 76-мм полевая пушка фирмы «Бофорс», от которой было много взято для нашей артиллерии. Опять же немецкие инженеры создали 122-мм гаубицу обр. 1934 года, которая потом превратилась в нашу замечательную 122-мм гаубицу обр. 1938 года. Тогда же были закуплены 107-мм чешская и шведская пушки особой доставки, но в результате была принята на вооружение всё-таки 122-мм пушка обр. 1931 года, созданная в КБ-2 (то есть немецкими инженерами). Тогда же появились у нас и современные зенитные орудия: были закуплены немецкие пушки, позже принятые на вооружение как 76-мм зенитная пушка обр. 1931 года. Но выбор был, менее известно, что была куплена и чешская зенитная пушка. Правда, тогда не удалось освоить в производстве 20-мм и 37-мм немецкие автоматические зенитные пушки, но потом всё-таки, на базе купленной тогда же шведской 25-мм зенитки фирмы «Бофорс», создали и свою.
И это лишь то, что известно, а полной информации по разным проектам начала 30-х годов до сих пор ещё нет.

76-мм полевая пушка шведской фирмы «Бофорс» на заднем дворе Музея артиллерии в Санкт-Петербурге.
76-мм полевая пушка шведской фирмы «Бофорс» на заднем дворе Музея артиллерии в Санкт-Петербурге.
76-м зенитная пушка R3 чехословацкой фирмы «Шкода» на заднем дворе Музея артиллерии в Санкт-Петербурге.
76-м зенитная пушка R3 чехословацкой фирмы «Шкода» на заднем дворе Музея артиллерии в Санкт-Петербурге.

И это лишь часть. Так что, слава богу, не всё было брошено на создание пушек Курчевского, работа шла и в других направлениях. Кстати, созданием безоткатных орудий занимались ведь и другие КБ. Так что, несмотря на весь урон, масштабы которого трудно оценить, именно в первой половине 30-х годов создавалась советская артиллерия, закладывался фундамент.

Но это, конечно, никак не обеляет Курчевского, а самое главное тех, кто его поддерживал «наверху», тех облечённых властью людей, которые поверили в его проекты. И это не только Тухачевский.

Рекомендую вам также мою статью:

Так кто же создал знаменитую «сорокапятку»?

... и маленькое объявление.

У меня вышла новая книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Она не столько про мифы, сколько про реальные события. Книга существует только в электронном виде.

Я постарался поставить самую минимальную цену из тех, что позволяют магазины.

Рекомендую, надеюсь, будет интересно.

Посмотреть и приобрести можно тут.

Хобби
3,2 млн интересуются