Стоимость медицинской услуги формируется на основе трех факторов: провайдер услуги, которым может быть частная клиника или медицинский центр, пациенты (потребители предложенной услуги) и конкуренты, предлагающие такие же медицинские услуги. Особенности влияния каждого фактора:
- провайдер услуг. Медицинский центр или частная клиника определяет минимальную стоимость услуги, которая позволит медучреждению не работать в убыток и получать желаемую прибыль;
- потребители услуг. Клиенты создают спрос на услуги, определяют максимальную стоимость, за которую они готовы приобрести предложенную медицинскую услугу;
- конкуренты. Они устанавливают коридор цен (от и до), исходя из которого, провайдер должен определить оптимальную стоимость для себя.
Правильный учет трех факторов позволит определить цену медицинской услуги. Однако нужно понимать, что завышенная цена может привести к уменьшению количества потребителей, а слишком низкая – к получению недостаточной прибыли.
Как рассчитать себестоимость услуги?
Перед определением стоимости медицинской услуги нужно рассчитать ее себестоимость. Калькуляция себестоимости услуги необходима всегда, независимо от выбранного провайдером способа ценообразования (ценность услуги, конкуренция, спрос, издержки).
Каждая медицинская услуга имеет себестоимость (процедура, консультация врача, диагностические исследования, операции). Информация, необходимая для расчета себестоимости:
- прямые затраты клиники или медицинского центра при оказании услуги;
- необходимые расходные материалы, медикаменты;
- этапы предоставления услуги, с учетом используемого медицинского и немедицинского персонала, автоматизированных услуг, времени работы для проведения процедур и манипуляций, диагностической техники, оборудования.
В себестоимость медицинской услуги также включаются дополнительные данные. Речь идет об общеклинических расходах клиники или медицинского центра.
Общеклинические расходы могут отличаться в каждом медицинском учреждении в зависимости от качества предоставления услуг. Возможные виды расходов для учета при формировании себестоимости:
- оплата услуг охранных компаний, связи и коммунальных услуг;
- хозяйственные затраты;
- оплата аренды помещения (если медучреждение не является собственником помещения);
- расходы на рекламу в поисковых системах, социальных сетях, маркетинг;
- обслуживание помещения клиники или медицинского центра;
- расходы на обслуживание программного обеспечения, оборудования;
- затраты на расходные материалы, канцтовары;
- оплата медицинского освидетельствования сотрудников;
- затраты на другие услуги (обслуживание территории возле медучреждения, дезинфекция);
- выплата заработной платы медицинскому и немедицинскому персоналу с учетом налогов.
В процессе расчета себестоимости медицинских услуг задействована большая часть сотрудников медучреждения (врачи и другой медицинский персонал, работники финансового отдела и бухгалтерии). Если результаты расчета себестоимости услуг не будет учитывать при принятии управленческих решений, то затраченные время и труд сотрудников будут напрасными.
Зачем нужна информация о себестоимости услуг?
Данные о себестоимости медицинских услуг нужны клиникам и медицинским центрам для организации правильной и эффективной работы. Процессы, на которые влияет себестоимость услуг:
- определение эффективности комплексов лечения, медицинских программ и предоставляемых услуг с точки зрения экономической выгоды для медучреждения;
- формирование политики ценообразования;
- управление запасами расходных материалов, медикаментов;
- разработка действенных систем мотивации медицинского и немедицинского персонала;
- введение системы скидок, накопительных бонусов или программ лояльности для постоянных клиентов медицинского центра или клиники;
- построение системы бюджетирования и управленческого учета медучреждения.
Грамотное использование данных о себестоимости медицинских услуг поможет сформировать цены, которые будут выгодными медучреждению (позволяют получать достаточную прибыль) и посильными для пациентов. От правильной политики ценообразования зависит количество клиентов, которые придут в клинику или медицинский центр впервые, а потом станут постоянными пациентами.