Найти в Дзене
Стакан молока

Как Шолохов узнал о присуждении Нобелевской премии

М.А. Шолохов 10 декабря 1965 года во время вручения нобелевских премий в Большом Концертном зале Стокгольмской Ратуши
М.А. Шолохов 10 декабря 1965 года во время вручения нобелевских премий в Большом Концертном зале Стокгольмской Ратуши

Когда судьба впервые свела Мусира Иманкуловича Айтасова с Михаилом Александровичем Шолоховым, он был еще достаточно молод. Незадолго перед этим его назначили директором совхоза «Брликский» Фурмановского района Уральской области. Мусир Иманкулович был близко знаком со знаменитым писателем, который неоднократно приезжал на отдых в живописные степные места.

Особо следует сказать о том, где застала Шолохова весть о присуждении ему Нобелевской премии за роман-эпопею «Тихий Дон». Многие знают, что это произошло во время пребывания писателя с родными и друзьями в Уральской области, на лоне степной природы. Но мало кто назовет точное место, ставшее знаковым для мастера слова.

У М.И. Айтасова было взято за правило – на работу приходить с утра пораньше, часам к семи. И поэтому, когда в совхозной конторе где-то в восемь раздался телефонный звонок, трубку взял сам Мусир Иманкулович.

– Это Киссык-Камыш? – услышал он на том конце провода мужской голос.

– Да, это Киссык-Камыш, центральная усадьба совхоза «Брликский».

– Шолохов у вас?

– У нас.

– Чем он сейчас занимается? – продолжал настойчиво допытываться неизвестный.

– Он человек творческий, писатель, и скорее всего, занимается своим привычным делом.

В трубке на некоторое время возникла пауза, потом мужчина вежливо попросил:

– Запишите, пожалуйста, то, что я вам сейчас продиктую. «Сегодня, – начал он, – в пятнадцать часов по московскому времени будет объявлено о присуждении советскому писателю Шолохову Михаилу Александровичу Нобелевской премии». (Решение Шведской Королевской Академии наук по вопросу присуждения премии состоялось 18 октября 1965 года. - Ред.)

Мусир Айтасов, взволнованный необычным сообщением, вскоре вышел на первого секретаря Фурмановского райкома партии К.М. Мендалиева. Тот в это время находился в соседнем совхозе «Жанаталапский» на партийном собрании коллектива.

– Хорошо, – одобрительно отозвался он, выслушав совхозного руководителя. – Сделай так. Возьми сейчас же у себя на почте чистый бланк правительственной телеграммы, заполни его текстом, только что полученным по телефону, и – ко мне к двенадцати! Пообедаем и отправимся вместе к Шолохову.

Шумную компанию бывалых охотников они без особого труда разыскали на привале возле степного озера Жалтыркуль, во владениях совхоза «Брликский». Стоял теплый, солнечный осенний день. В большой палатке с чудной импортной печкой в виде термоса посередине гостей принял сам Михаил Александрович. К.М. Мендалиев вручил приятно удивленному писателю телеграмму, якобы поступившую утром, пожелал ему больших творческих успехов, крепкого здоровья и долголетия.

– Ну, сынок, – сказал Михаил Александрович, посмотрев на стоящего рядом с ним сына, – я теперь богатый человек!

– С тебя, отец, причитается! – рассмеялся молодой человек.

Далее Шолохов поведал одну историю, связанную с визитом к нему иностранной делегации. Это было примерно годом раньше. Гости уже собирались в отъезд, когда кто-то из шведов робко, как бы невзначай поинтересовался у писателя:

– Как вы посмотрите на то, если Шведская академия присудит вам Нобелевскую премию?

Шолохов в ответ хитровато улыбнулся, сказав, что, когда ему присудят премию, тогда он и посмотрит. Иностранцы от души рассмеялись, с тем и отбыли к себе домой. Вскоре после этого визита Михаил Александрович проинформировал о мимолетном памятном разговоре с гостями из-за рубежа «своего лучшего друга» Л.И. Брежнева. Леонид Ильич был весьма краток:

– Если дадут Нобелевскую – не отказывайся.

Tags: Страницы Истории Project: Moloko Author: Чуриков Евгений

Книга "Мёд жизни" здесь и здесь