Найти тему

Стихи из копилки «Межконтинентальных голосов». Часть первая

Оглавление

Всё начиналось с желания хоть как-то оживить мрачную действительность апреля 2020 года. Но правильно оформленные желания работают.

-2

Елена Севрюгина

имярек

бесконечны паузы небес 
человечек умер и воскрес 
век челом печали без числа 
праха порох память плеск весла 

то-то человечка будут грызть 
страхи боль раскаянье корысть 
малые с горошину но всё ж 
имярек иначе в мир не вхож 

имя реки имя на реке 
мелкий мир дрожит на поплавке 
мается держи меня держи 
не сорвался в омут значит жив

Мы начинаемся с дыхания и заканчиваемся, когда дышать становится нечем. Недостаток кислорода, затрудненное дыхание — трейдмарк наших дней, пометка, закладка в ежедневнике. Идут косяком, без знаков препинания метрономно четкие «страхи боль раскаянье корысть», но имярек дышит, мир дрожит на поплавке времени (или Времени), и можно вчитывать в стихотворение печальные, скудные вехи затянувшегося, слипшегося в ком года, скороговоркой выдохнутого двадцатого-двадцать-первого, и принимать стихотворение Елены Севрюгиной перед сном, как витамин надежды.

Наталья Ненашева

Камень

Я камень. Огромный усталый валун неуклюжий.
Я очень хочу в океан, где в преддверии жемчужин
На мне свои гнезда совьют молодые моллюски.
Когда океан отойдет, оставляя лишь узкий,

Чуть слышный ручей, я останусь лежать неподвижно,
Смотреть, как ползут, превращаясь в людей, трилобиты. 
Я камень. Я мог бы обвиться плющом ядовитым
И стать недоступным для всякого глупого зверя,

Я мог бы застыть у подножья заснеженных склонов —
Отель для улиток (пусть спят перед долгой дорогой). 
А может быть скульптор, хорошенькой музой ведомый,
Меня превратил бы в шедевр и поставил в музее,
А рядом повесил табличку «Не трогай!» Не трогай!

Не трогай! Я камень! Мне чуждо стремленье к вершинам.
Зачем моя пыль орошает холодные скалы,
Когда притяженье давно нашу участь решило,
И каждый твой шаг, всё равно, приближает к началу
Мой стесанный бок и твои обгорелые плечи.

А может, быть все же… До цели осталось так мало. 
Останься, Сизиф! — Я попробую сделаться легче.

Наталья Ненашева — мастер перевоплощений. Если уж вымолвила: «Я камень»… то это не игра, а вполне всерьез. Она срывается с вершины, торопясь сказать в полете, скороговоркой то, что важно, пытаясь проговорить внутренний конфликт. И в то же время это очень счастливые стихи. И веришь, что они катятся в гору, что они не сорвутся, что цель там, наверху, стоит мучительной борьбы с соблазном тяготения. Только так.

Игорь Губарев

***

Везу с работы
ведро крови, 
придерживая рукой. 
Сильно хочется
плюнуть в море, 
но море далеко.

У людей
время — орган, 
орган который спешит. 
Рабочий день
к бороде рукавом пришит.

У людей время — орган, 
на фоне лица. 
Рабочий день
как медленное 
сердце мертвеца.

Моё время 
тоже орган
орган отстаёт. 
Я отвожу домой полные ведра.
На дороге енот гниёт.

Тучи дождем
поле озимых
вот-вот изнасилуют. 
Настаёт 
Вальпургиева ночь
по старому стилю.

Ночь Вальпургии, 
Еремей-запрягальник.
С лысой горой-головой. 
Везу с работы
ведро крови
придерживая рукой.

Текст отозвался знакомым спазмом, пульсом в левом виске, будущей мигренью: меня тоже лихорадило в раннековидную пору, когда казалось, что стоит только сделать еще что-то, отработать еще немного и спасешь… вот-вот спасешь… кому-то довезешь кровь, жизнь, надежду. Только через боль поэта можно передать, как бывает больно врачу.

Рэп, рабство спасательства, R.I.P.  Рэп — это совсем другая рыба, его нельзя есть с обычного ножа. Рэп — это, пожалуй, тот точно подобранный инструмент, который позволит вскрыть то, что воспалилось и болит у тех, кто ликвидировал кризис, оставался на следующую смену, проживал травму снова и снова. Недостаточно видеть/читать, надо слушать и соучаствовать.

Ян Бруштейн

По облакам пернатым…

Наверно, там, где все мы будем вечно,
Мои собаки и мои коты
Замолвят за меня своё словечко
Без пафоса и бренной суеты.
Поскольку будет времени навалом,
Покуда перечтут мои грехи,
Мы пролистаем нашу жизнь с начала,
Освободив от всякой шелухи.
Пусть ангелы считают каждый атом —
Мы в небе растворимся без следа,
И побежим по облакам пернатым,
Не подождав решения суда.

Точная рифма, ясность слога и мысли, метрономность ритма… короче, без пафоса и без позы. «Без пафоса» — в этом воплощена поэтическая позиция Яна Бруштейна. Нашим животным отведен такой короткий срок, но так хорошо нам было вместе жить, что и умирать почти не больно. Бесстрашный текст в том смысле, что смерть не карга с косой, а легкое касание пернатых, летящих облаков. В смерти по Бруштейну чувствуется дыхание жизни. Полный цикл — но что там, за облаками? Неужели другая жизнь?

Владимир Богомяков

***

Бабушка осторожно разрезала окунька.
А вдруг там в окуньке маленький иона.
Или в животик окуньку опасливая рука
Что-то спрятала на случай шмона.
Печень, пищевод и желчный пузырь
Вытаскивала бабушка цепким старческим троеперстием.
И башкирский город Туймазы
Видит бабушка через анальное отверстие.
И улыбнётся бабушка посередь осенней тоски
На бугульминско-белебеевские жаберные лепестки.

Вот где посчастливилось увидеть башкирский город Туймазы и послушать Богомякова! Несвежие виды даунтауна Туймазы преследуют меня, как неуместный шлягер из какой-нибудь драмы. Ветхозаветный текст, игольное ушко, троеперстие онтологической бабушки. Пробираясь сквозь классический текст сибирского панка и сквозь извивы окуньковых внутренностей, выходя навстречу (наверняка нагрешившим) бугульминцам через анальное отверстие, чувствуешь себя если не (маленьким) Ионой, то по крайней мере готовым к новым приключениям Пиноккио.

-3