По данным Центрального банка России, в 2020 году количество мошеннических операций с деньгами выросло на 32%. Это 2,5 миллиарда незаконно присвоенных рублей. Из них 1,2 миллиарда были украдены через интернет-платежи. Мы уже поднимали тему, как уберечь деньги от мошенников, но торговля во всемирной паутине – особая история. Давайте посмотрим, как обезопасить себя при покупках в интернете.
Как могут обмануть: популярные схемы мошенников
1. Требуют предоплату
Сама по себе предоплата не является чем-то по умолчанию незаконным. Есть известные магазины и маркетплейсы, которые предлагают вариант оплатить заказ сразу или при получении. Такая функция доступна, к примеру, на Wildberries.
Однако очень часто требование предоплаты – признак мошеннической схемы. Обычно здесь все в комплексе: малоизвестный магазин или продавец без рейтинга на сайте объявлений, намеки, что товар вот-вот продадут другим, подозрительно низкая цена. Например, по такой схеме часто работают недобросовестные заводчики породистых животных. Они просят перевести деньги на транспортные расходы или страховку на случай отказа от покупки и пропадают. Могут продать и нездоровое животное или далекое от обещанного породистого. Такие схемы обожают при продаже модных гаджетов. В Инстаграме масса подозрительных продавцов, которые торгуют Айфонами неизвестного происхождения строго по предоплате, бросают старые аккаунты и открывают новые.
Что делать? Никогда не перечисляйте деньги на электронные кошельки, карты, принадлежащие частным лицам. Неважно, где совершается покупка – в интернет-магазине, на сайте объявлений, в соцсетях. Даже если они в качестве подтверждения своей надежности присылают скан паспорта – и такое бывает. При нынешних технологиях сваять любой документ не проблема. Если имеется возможность заморозить деньги покупателя на сайте до момента получения товара, используйте ее.
2. Просят передать данные банковской карты
Мама подросшего ребенка решила продать одежду, игрушки, автокресло и другие детские вещи через сайт объявлений. Довольно быстро ей написала будущая мамочка, которая готова была взять все разом. Продавец даже дала покупательнице скидку за опт и оперативность. Чтобы сделать перевод, женщина попросила номер карты, трехзначный код с оборота и код, который пришел в СМС. Итог печален – все деньги с карты были сняты, так как мошенники получили доступ к онлайн-банку. Сколько таких историй вы уже читали? И, к сожалению, их не становится меньше. А ведь правила предельно просты.
Что делать? Ни добросовестные продавцы, ни банк никогда не попросят данные вашей карты (ПИН-код, CVV-код, коды из СМС).
3. Вынуждают перейти для оплаты по ссылке
Вы делаете заказ в интернет-магазине, и с вами связывается менеджер или же продавец на сайте объявлений. Кидает ссылку и говорит, что по ней нужно перейти для оплаты. При этом адрес похож на реальный, например, www.ozonn.ru или www.wildberriespayments.ru. И сам сайт визуально может быть похож на оригинал. Это 100% мошенничество. Почему? Потому что на сайте, где можно купить и оплатить товар, уже есть встроенная форма для перевода средств.
Что делать? Не переходить по ссылке и не покупать товар. Даже если система оплаты на сайте в данный момент не работает по какой-то причине, ни один уважающий себя ресурс не будет кидать ссылки с просьбой оплачивать где-то еще. Не лишним будет пожаловаться в техподдержку, пока «продавец» не попытался обмануть других.
4. Выставляют товары по заведомо низким ценам.
Да, грандиозные распродажи имеют место быть, но все же в разумных пределах. Мошенники обычно выставляют слишком низкие цены для привлечения внимания.
Что делать? Сравнить с другими интернет-магазинами. Почитать описание: если видите восторженные восклицания заглавными буквами вроде «спешите купить», «проверенный поставщик», «количество ограничено», «фото реальные» и т.д., вероятнее всего это мошенники.
5. Морально давят на покупателя.
Цена вот-вот поднимется, спрос большой, и товар почти раскупили, это последняя партия – уловки могут быть самые разные.
Что делать? Отдавать себе отчет, что вряд ли проверенный магазин будет действовать так топорно. Если решились на покупку, соблюдать все правила безопасности при оплате и честно сказать себе – товар я могу так и не увидеть.
6. Не заботятся о создании «авторитетного» аккаунта/сайта.
Надежному продавцу скрывать нечего: на сайте будут данные об организации или ИП (название, ОГРН, ИНН), которые легко проверяются через сайт Налоговой службы, реальные адреса и телефоны. Аккаунт проверенного продавца на сайте объявлений будет иметь хороший рейтинг и отзывы.
Что еще поможет обезопасить покупки в интернете?
Пароль для учетной записи на компьютере, гаджетах. Это безопасно – никто зайдет в сеть под вашей учеткой, не запустит вирус, не сделает покупки с привязанной карты. Есть масса историй, когда дети, играя с гаджетами родителей, случайно тратили приличные суммы.
Уникальные пароли для каждого устройства и аккаунта. Никакого универсального пароля, который легко запомнить.
Антивирус. Обязателен также на всех устройствах. Да, и на смартфоне тоже. Вирусы и прочие вредители не только повреждают систему, но и могут отслеживать ваши данные.
Не давайте лишних разрешений мобильным приложениям. Когда фоторедактор просит доступ к фото – это нормально, когда хочет видеть СМС - нет.
Отдельная виртуальная карта для покупок. В большинстве банков открывается в два щелчка через онлайн-приложение и не требует оплаты содержания. Переводите туда деньги непосредственно перед оплатой покупки и только нужную сумму.
На сайте QP.ru Вы можете не бояться обмана, наши модераторы не пропускают мошенников!