В XIV веке итальянские аристократы устраивали так называемые «бои в кустах». Дворяне собирались в безлюдном месте и дрались без правил на мечах и кинжалах. Власти не вмешивались – уж лучше вельможи разберутся один на один, чем наймут головорезов и развяжут клановую войну.
В 1410 г. Фиоре де Либери – итальянский дипломат и первейший в Европе мастер фехтования создал пособие для дуэлянтов под названием «Цветок битвы». Трактат обучал дуэлянтов сражаться разнообразным холодным оружием. Тогда же возник негласный дуэльный кодекс - прежде чем скрестить мечи и кинжалы, дворяне соблюдали несколько правил. Первое из этих формальностей называлось «ментитто» - это когда один человек должен был предъявить другому в том, что он не прав. Далее писался «кортель», в котором оговаривалась суть спора и оговаривались правила проведения поединка. Затем в этом документе ставили подписи несколько человек.
В XV и XVI веках во время итальянских войн моду на дуэли переняли французские дворяне. Дрались все от мала до велика. Тех, кто нераздумывая хватался за шпагу, называли «бретёрами».Такими горячими головами были многие миньоны - фавориты французского короля. Поводом для дуэля миньонов могло стать любое неосторожное слово.
Однажды граф де Келюс застал барона д'Антрагу у покоев дамы, пошутил, что она более прекрасна, чем добродетельна и тут же получил вызов. А дальше все пошло в разрез с дуэльным кодексом. Перед самым поединком повздорили секунданты графа и барона и тоже выхватили шпаги. Затем еще два секунданта вступили в бой из-за солидарности. Почти все участники массовой драки погибли. Случай был резонансным, так как дуэли к тому времени уже официально запретили.
Считается, что в Россию дуэльную лихорадку завезли англичанин Монтгомери и шотландец Гордон в 1666 г. Иностранцы устроили дуэль на публике, помахали шпагами и и разошлись с миром. Однако идея сводить счеты с помощью поединка произвела неизгладимое впечатление на российских дворян и даже некоторых государей.
В конце 1800-го года император Павел I пригласил в свои покои Августа фон Коцебу - директора немецкого театра в Санкт-Петербурге и приказал ему перевести на иностранные языки письмо, которое только что написал. Коцебу взглянул на текст и обомлел - это был вызов на дуэль, причем весьма оригинальный:
Себе в секунданты император выбрал графа Петра Палина и Михайлу Илларионовича Кутузова. Сумаcбродный поступок был вполне в духе Павла I. Но царь рассуждал благородно — войны начинают монархи и их свита, вот пусть они и проливают кровь, а не простой народ. В январе 1801 г. вызов Павла I опубликовал лондонский «Вестник», а чуть позже французский журнал «Нижнерейнский вестник». Но дуэль всех европейских монархов так и не состоялась – 12 марта того же года с Павлом I расправились заговорщики.
Впоследствии русские монархи разными способами боролись с дуэльной чумой, но без особого успеха. Иностранцы называли русские дуэли «узаконеным убийством». Дело в том, что в Европе было принято стрелять с расстояния 30 шагов. В России же дистанцию сократили вдвое. Более того, противники имели право призвать друг друга к барьеру и выстрелить в упор.
В первой половине XIX в. дуэлянтов могли отправить в ссылку на Кавказ и разжаловать в рядовые. Но в 1845 г. Николай I освободил от уголовной ответственности врачей и секундантов. За дуэлянтами оставляли право дворян, но при этом могли заключить в крепость на 6, а то и 10 лет. В 1894 г. Александр III смягчил законы и даже ввел правило дуэлей среди офицеров. Спор решал специальный совет. Если он решал, что поединок обязателен, то офицеру приходилось сражаться. За отказ с позором увольняли из армии.
В это время в Европе дуэльная лихорадка уже шла на убыль, но время от времени за границей случались весьма экзотические поединки. Так в 1892 г. скрестить шпаги решили две австрийские аристократки-феминистки — княгиня Паулина фон Меттерних и Анастасия фон Кильмасеггг (урожденная Лебедева).
Благородные дамы повздорили, казалось бы, из-за пустяка – какими цветами лучше украсить театрально-музыкальную выставку в Вене. Не долго думая, дамы бросили друг другу вызов. Секундантами и дежурным врачом тоже были женщины, поэтому поединок назвали эмансипированным. По условиям дуэли, княгиня и графиня должны были сражаться до первого ранения, но врач заявила, что если в рану попадут волокна от рубашки, может возникнуть инфекция и предложила дуэлянткам фехтовать тoплec. Так и поступили.
Вскоре княгиня Меттерних ловким выпадом оцарапала ухо соперницы и тут же бросилась на помощь. Но графиня Кильмансегг не поняла ее намерений и ударила княгиню рапирой по руке. О том, что происходило дальше, версии расходятся:
В России дуэльные правила Александра III действовали вплоть до Октябрьской революции. Поединки чести исчезли вместе с дворянами. Считается, что последняя дуэль в стране произошла в Одессе в 1917 г. Из-за женщины на револьверах стрелялись поэт Александр Соколовский и знаменитый в будущем писатель Валентин Катаев. При третьем обмене выстрелами, Катаев получил легrое ранение.