Моторвагонный подвижной состав железных дорог.
Во времена паровозов основным видом железнодорожных составов были составы с локомотивной тягой. То есть, вот локомотив – паровоз, что тянет вагоны. А вот к нему вагоны, что сами по себе ехать не могут, поскольку никакими двигателями не оборудованы. Обычное дело. Да даже если и хотели впихнуть нормальный паровой котёл с паровой машиной и нормальный пассажирский салон (или грузовое помещение) на одну платформу, ограниченную в габаритах, это было довольно проблематично. Да, такое было, и паровозо-вагоны строили, для специальных целей. Но, всё же, гораздо чаще на железных дорогах имелось чёткое «разделение труда» - вагоны отдельно, локомотивы отдельно.
Когда к паровозам присоединились тепловозы и электровозы, ситуация заметно изменилась. Научно-технический прогресс не стоит на месте! Моторных вагонов стало гораздо больше. И их разнообразие пошло вглубь и вширь. В нашей стране, с её любовью к аббревиатурам, даже возникло такое понятие, как «МВПС» – моторвагонный подвижной состав.
Принципиальное отличие такого состава от состава с локомотивной тягой – наличие вагонов, приспособленных для перевозки пассажиров или груза и одновременно оборудованных двигателями для тяги. Такими «моторвагонами» могут быть как отдельные вагоны состава, так и все его вагоны.
Подавляющее большинство моторвагонов (как прежних, так и ныне действующих) – пассажирские и специальные (служебные, ремонтные). Коммерческие грузовые среди них большая редкость.
Вы считаете, что термин «моторвагон» что-то редкое и специфическое? Вы такого никогда не слышали?
Но, скажем, такое, если не всем, то большинству известное явление, как «электричка» – электропоезд – тоже моторвагонная структура. У электропоезда имеются головные вагоны (для управления, не обязательно с мотором), моторвагоны, движущиеся на электрической тяге (не обязательно головные), и сколько-то, не слишком много, вагонов прицепных. Если электропоезд совсем уж маленький, прицепных вагонов может вовсе не быть, одни моторвагоны.
Другая разновидность – дизель-поезд. Как в составах с локомотивной тягой применяются электровозы и тепловозы, так и в моторвагонных составах наряду с электропоездами есть дизель-поезда. («Тепло-поезд» как-то не звучит, согласитесь). Дизель-поезда, по большому счёту, служат подпоркой электропоездам – их используют на неэлектрифицированных и частично электрифицированных линиях, на которых они выполняют функции свойственные электропоездам.
Случай из жизни.
Пример частично электрифицированной линии, на которой, тем не менее, пустили электропоезд, а не дизель-поезд. Выехав из Санкт-Петербурга на электропоезде, я прибыл в Псков на том же электропоезде, но не на электрической тяге – там, где электрификация кончилась, состав подхватил обычный линейный тепловоз, и доставил до станции назначения. В обратную сторону было наоборот – тепловоз вывел из Пскова электропоезд, довёл его до электрифицированного участка, отстыковался, и дальше электропоезд шёл сам.
Ещё один частный случай моторвагонного подвижного состава – автомоториса. Это уже не целый состав, а одиночный моторный вагон. Специально оборудованный, как самостоятельная единица.
Автомоториса может быть и пассажирский, но в наши времена это гораздо чаще железнодорожная служебная единица. Под «автомоторисой» понимают именно «тепловозную» - дизельную - разновидность. Одиночный самоходный вагон с электротягой (а такая экзотика наверняка будет служебно-железнодорожной) называют электромоторисой.
В разновидности мелкого моторвагонного подвижного состава, вроде рельсового автобуса или вагонов метрополитена, мы вдаваться не будем. Ведь там и до трамваев недалеко.
Всё это мы обсудили в общих чертах. О некоторых конкретных представителях МВПС поговорим подробнее отдельно, но уже в другой раз.
Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?
Скиталец Гражданской войны - мотоброневагон "Заамурец"
Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся
Француз на русской службе - железнодорожная "иномарка" в СССР.
Танк-паровоз. Всё своё ношу с собой.
Дама сдавала в багаж... А куда она его сдавала?
Устройство колёсной пары - один из музейных "интерактивных демонстраторов"
#железнодорожный транспорт #ржд #поезда #история #ссср #транспорт #железная дорога #поездки по россии #электричка #техника ссср