Найти в Дзене

Управление цепями поставок

Оглавление

Логистика определяется как одна из сфер компетентности делового предприятия, вносящих вклад в универсальный процесс создания потребительной стоимости. Когда логистические операции в значительной степени интегрированы и образуют ключевую сферу компетентности, они служат источником стратегических преимуществ. Уверенность в том, что интеграция всей системы обеспечивает намного более выдающиеся результаты деятельности, нежели разрозненное управление отдельными функциями, составляет основополагающую парадигму логистики.

Концептуальная основа интеграции логистики

Рис. 1. Интеграция логистики

Логистика рассматривается как сфера компетентности, которая связывает компанию с ее потребителями и поставщиками. Потоки информации о потребителях (и от них) поступают в компанию в форме данных о продажах, прогнозов и заказов. Эта информация преобразуется в конкретные планы производства и закупок. Поступающие материальные ресурсы кладут начало потоку запасов, постепенно обретающих добавленную стоимость, движение которого завершается передачей права собственности на готовые продукты потребителям. Таким образом, в этом едином процессе выделяются две составляющие: поток запасов и информационный поток.

Но подобная внутренняя интеграция хотя и является необходимой предпосылкой успешной работы, сама по себе еще недостаточна для достижения целей делового предприятия. В нынешней конкурентной среде фирма может стать по-настоящему эффективной только в том случае, если ей удастся вовлечь в интеграцию своих потребителей и поставщиков (рис. 2). Такая внешняя интеграция именуется управлением логистической цепи или управлением цепочками поставок.

Концепция – система взглядов на то или иное понимание явлений или процессов.

Концепция логистики – рационализация хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов.

Логистика – это функция, отвечающая за материальный поток, идущий от поставщиков в организацию, проходящий через операции внутри организации и затем уходящий к потребителю.

-2

Рис. 2. Интеграция с внешними и внутренними поставщиками и потребителями

Цепь поставок – это множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Одни звенья могут целиком принадлежать одной организации, другие – компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам).

Цепь поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. В цепь поставок обычно входят несколько организаций.

Цепь поставок  (supply chain) - совокупность (последовательность) процессов, выполняемых при доведении товаров определенного товаропроизводителя до потребителя/ группы потребителей (сегмента рынка), а также  линейно упорядоченное множество участников (звеньев), выполняющих вышеуказанные процессы.

Специалисты в области управления цепями поставок Дуглас Ламберт и Джеймс Сток дают следующее определение: управление цепями поставок - это взаимодействие трех элементов:

  1. структуры цепи;
  2. бизнес-процессов, происходящих в цепи;
  3. компонентов управления цепью.

Каждый продукт имеет свою собственную и уникальную цепь поставок, причем некоторые из них могут быть очень длинными и очень сложными (рис. 3).

-3

Рис. 3. Схема цепи поставок для бумаги

Управление цепями поставок (англ. Supply Chain Management - SCM) - процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара.

Цепь поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщика начального уровня до конечных потребителей (рис. 4).

-4

Рис. 4. Виды деятельности в цепи поставок

С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг.

ПРИМЕЧАНИЕ

Термин Supply Chain Management  получил распространение в 1980-х годах, и специалисты до сих пор предпринимают попытки структурировать, уточнить его трактовку. Это закономерный процесс, объясняемый изменением условий ведения деятельности в области логистики и управления цепями поставок, развитием технологий.

Системы управления цепями поставок предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании, снизить затраты на логистику и закупки. Управление цепями поставок охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара.

Шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок:

  1. производство - компания решает, что именно и как производить;
  2. поставки - при принятии принципиального решения о построении либо входе в цепь поставок компания должна определить, что она будет производить самостоятельно, а какие компоненты (комплектующие, товары или услуги) – покупать у сторонних фирм;
  3. месторасположение - решение о местоположении производственных мощностей, центров складирования и источников поставок;
  4. запасы - основная цель управления запасами – страхование от непредвиденных случаев, таких как всплеск спроса или задержка поставок;
  5. транспортировка - решения, связанные с транспортировкой, зависят от местоположения участников цепочки поставок, политики в отношении запасов и требуемого уровня обслуживания клиентов.
  6. информация - эффективное функционирование цепочки поставок невозможно без оперативного обмена данными между всеми ее участниками.

Общие задачи SCM:

  • повышение уровня обслуживания;
  • оптимизация производственного цикла;
  • уменьшение складских запасов;
  • повышение производительности предприятия;
  • повышение рентабельности;
  • контроль производственного процесса.

1.1. Теория интеграции

Проблемы внутренней интеграции в логистической цепи

При традиционной организации управления на предприятии выделяются специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности, например, снабжением, перевозками, складированием, сбытом и др. Логистическое управление на предприятии в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем.

У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения в структуре предприятия ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересовано в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы и т. д.

Все эти цели сами по себе, несомненно, важны для эффективного функционирования каждого подразделения в отдельности, но по объективным причинам они, как правило, конфликтуют между собой. Например, склад стремится уменьшить запасы ресурсов с целью экономии денежных средств, что может приводить к дефициту сырья, материалов, комплектующих и т. п. Производство же стремится работать без дефицита запасов, который приводит к простою оборудования и рабочих, к срыву поставок готовой продукции. Отдел снабжения может стремиться сократить свои расходы путем более редкого размещения заказов, но в более крупных размерах. Но это повышает объем запасов, расходов на их хранение и денежных средств, связанных со складированием. В результате каждая логистическая сфера предприятия повышает эффективность собственной деятельности в ущерб эффективности других сфер и, самое главное, в ущерб общей эффективности работы всего предприятия.

Основные недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия:

  • конфликт целей различных подразделений одного предприятия;
  • затрудняется и замедляется обмен информацией между подразделениями;
  • плохая координация деятельности различных подразделений;
  • излишние запасы всех видов;
  • отсутствие информации по общим логистическим издержкам и, как следствие, отсутствие возможности управления ими;
  • снижение эффективности деятельности предприятия.

По этой причине возникает потребность в интеграции. На практике интегрировать всю логистику в рамках предприятия довольно трудно по нескольким причинам:

  • большое разнообразие различных видов логистической деятельности, логистических операций;
  • географический разброс различных подразделений предприятия;
  • отсутствие специалиста, имеющего нужные знания, энтузиазм, способности и авторитет;
  • отсутствие общих систем контроля и недоступность интегрированной информации.

Общим подходом к объединению логистики в рамках предприятия (внутренняя интеграция) является постепенное интегрирование, наращиваемое со временем.

На рис. 5 представлены стадии  развития  построения цепей интегрированных поставок.

-5

Рис. 5. Стадии построения интегрированных цепей поставок

Примером такого наращивания служат этапы исторического развития логистического подхода к управлению на предприятии, а именно:

  • интеграция транспортно-складского процесса для распределения готовой продукции;
  • интеграция производственных, складских и транспортных процессов с готовой продукцией;
  • интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и готовой продукцией.

Конкретные действия по интеграции логистики на предприятии связаны с преодолением каждой из перечисленных выше трудностей. В частности, специалисту по логистике необходимо иметь автоматизированную систему сбора, хранения, анализа, распределения и представления информации, т. е. интегрированную базу данных предприятия. Для этого следует использовать сети передачи данных и специализированное программное обеспечение для работы с информацией, анализа и принятия решений, необходимых руководству компании.

При наличии общих систем контроля за логистическими процессами необходимо проводить анализ взаимозависимости между отдельными видами деятельности. Существуют ситуации, когда сокращение затрат на один вид деятельности влечет увеличение затрат на другой, но при этом общие логистические издержки сокращаются, что важно для любого предприятия. Целенаправленное использование эффекта снижения общих логистических издержек возможно только в интегрированной логистике, к чему и должно стремиться современное предприятие.

Проблемы внешней интеграции в рамках логистической цепи

Подобно различным подразделениям внутри одного предприятия, различные организации, действующие в одной логистической цепи, при традиционном подходе преследуют собственные цели, стараются получить выгоду за счет партнера, т. е. в каком-то смысле конкурируют друг с другом. Это приводит к следующим негативным последствиям:

  • возникает неопределенность в деятельности логистической цепи, например, из-за широкого колебания спроса и отсутствия обмена соответствующей информацией между партнерами;
  • для компенсации неопределенности создаются повышенные страховые запасы, влекущие повышение соответствующих расходов;
  • интеграция в рамках логистической цепи медленно реагирует на изменяющиеся условия, в частности, на изменение спроса;
  • нет доверия и, как следствие, уверенности в долговременном и взаимовыгодном сотрудничестве, что не позволяет разрабатывать долгосрочные планы совместного развития, приводит к конфликтным отношениям.

ПРИМЕР

Негативные последствия фрагментированности логистической цепи

Пусть логистическая цепь поставок состоит из регионального оптовика, местного оптовика и розничного продавца. Если розничный продавец заметил, что спрос на товар вырос за неделю на 5 единиц, то он может предположить, что спрос и далее будет расти. Поэтому он закажет местному оптовику 10 дополнительных единиц товара, чтобы удовлетворить растущий спрос на будущей неделе. Местный оптовик, рассуждая аналогичным образом, закажет у регионального оптовика уже 20 дополнительных единиц. Региональный оптовик, не обладая информацией о всей логистической цепи поставок, будет рассуждать так же, как и предыдущие участники логистической цепи, и закажет своему поставщику уже 40 единиц.

Таким образом, по мере перемещения заказа по логистической цепи поставок относительно небольшое первоначальное изменение заказа, в конечном счете, становится огромным. Рассмотренный пример иллюстрирует создание излишних запасов, ошибочную реакцию на изменение спроса, которые возникают из-за недостаточного обмена информацией между участниками логистической цепи и несогласованности их действий.

Объединение интересов всех участников логистической цепи (внешняя интеграция) приносит больший эффект, чем тот, который они могут достичь по отдельности. Но при всей очевидности выгод внешней интеграции ее практическое воплощение затруднено по следующим основным причинам:

  • отношение к партнеру по логистической цепи как к конкуренту;
  • недоверие другой организации и, как следствие, недостаточный обмен информацией;
  • различные цели, приоритеты деятельности;
  • различия в способах обработки информации, контроля, управления;
  • различный уровень профессиональной подготовки персонала;
  • географический разброс и др.

ПРИМЕР

Корпорация Confederated Bottlers раньше доставляла бутылки со своего основного предприятия в Элизабетвилле на пивоваренный завод в Джонстоне, расположенный на расстоянии 115 миль. После заполнения на пивоваренном заводе бутылки отправлялись в распределительный центр, расположенный на расстоянии 20 миль от Элизабетвилля. Для перевозки своей продукции обе компании использовали собственные грузовики, которые после доставки груза возвращались порожними. После проведения анализа этой ситуации компании создали единую транспортную компанию, грузовики которой доставляют и пустые, и заполненные бутылки. В результате такой интеграции расходы на перевозку снизились почти наполовину (рис. 6).

Рис. 6. Внешняя интеграция по транспортировке
Рис. 6. Внешняя интеграция по транспортировке

Первая же проблема, которая возникает при внешней интеграции, – это преодоление традиционного взгляда на другие организации, как на конкурентов. Если предприятие платит деньги своим поставщикам, то люди, как правило, исходят из того, что они могут выиграть только за счет другой стороны. Другими словами, если предприятие совершает хорошую сделку, это автоматически, по их мнению, означает, что поставщик в этом случае что-то теряет, и наоборот, если поставщик получает хорошую прибыль, это явный знак, что организация платит слишком много. Для преодоления этой ситуации необходимо изменить деловую культуру и заменить конфликтный подход к решению вопросов на подход, основанный на сотрудничестве.

Таким образом, должно действовать правило:

Организации, действующие в одной логистической цепи, должны конкурировать не друг с другом, а с организациями, действующими в других логистических цепях поставок.

1.2. Интегрированная логистика

Интегрированная логистическая система присуща не только производственным компаниям, но и компаниям непроизводственной сферы бизнеса, государственным предприятиям и т. д.

Интегрированная логистика строится и функционирует на основании следующих основных принципов:

  • комплексность,
  • системность,
  • рациональность,
  • информационная обеспеченность.

Комплексный подход предполагает увязанность и учет всей совокупности факторов оптимизации каждого звена логистической цепочки, а также всей совокупности издержек логистической цепи и минимизацию совокупных затрат, в том числе и за счет эффекта синергии.

Системный подход определяет необходимость анализа каждого звена логистической цепочки в их логической последовательности. В этом случае различные функции логистики и все участники процесса товародвижения (поставщики, посредники, транспортные компании) рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы.

Рациональный подход предусматривает возможность взаимных уступок и компромиссов по всей длине логистической цепи и снижения затрат в каждом ее звене.

Информационная поддержка обеспечивает эффективное функционирование интегрированной логистической сети и является важнейшей ее составляющей.

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводят к трансформации логистической системы, выражающейся в следующих основных тенденциях:

  1. Возрастают скорость, интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются информационные и финансовые взаимоотношения между логистическими партнерами.
  2. Сокращается число звеньев логистической сети. Уменьшается количество организационно-экономических отношений, но сложность их возрастает.
  3. Снижается надежность логистических цепей (каналов), так как в производстве и дистрибутивных сетях практически исчезают страховые запасы.

Следствием этих тенденций является повышение потенциальной неустойчивости логистической сети (ЛС).

Логистические цепи и каналы являются составными частями логистической сети, которую выстраивает обычно центральная компания — «хозяин» логистического процесса или заказчик ЛС. Понятие логистической сети более распространено в западной практике и учебной литературе. Например, в терминологическом словаре ELA логистическая сеть определяется тремя способами:

  1. Общее определение — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых центров логистических действий, которые, если они существуют, образуют некоторую сетевую структуру.
  2. В области планирования — графическое представление взаимосвязей между центрами действий в логистическом процессе или проекте, в котором действия представляются стрелками (при этом начало и конец действия, обозначенного стрелкой, в общем случае зависит от начала и конца другого действия, предшествующего рассматриваемому и входящего в центр приложения логистических действий, которое обозначается на схеме кружком или квадратом).
  3. По отношению к товарному потоку — структура всех дистрибутивных каналов между промышленными предприятиями и распределительными центрами, проводящая товарные потоки.

В большинстве случаев понятие логистической сети в зарубежной литературе ассоциируется (отождествляется) с понятием дистрибутивной сети, функционирующей в основном в сбыте (рис. 7). Дистрибутивной сетью считается спланированная совокупность каналов перемещения запасов от одного или более источников к центрам распределения и от них — к потребителям. В дистрибутивной сети может быть один или более уровней распределения.

-7

Рис. 7.  Пример дистрибутивной сети предприятия

Для повышения устойчивости логистической сети и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как внутри самой системы, так и с динамичной внешней средой. ЛС (согласно интегральной концепции) рассматривается как единое целое — интегрированная система управления, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя).

Таким образом, в фирменных интегрированных ЛС материальный поток объединяет весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем производству, распределению, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторению цикла в соответствии с меняющимися запросами покупателей.

Профессор Д. Дж. Бауэрсокс отмечает, что сам термин «интегрированная логистика» возник в 1980-х и приобрел широкую популярность в 1990-х годах, и поясняет, что система интегрированной логистики обеспечивает продвижение продукции через непрерывную и последовательную цепь пошагового добавления стоимости с приобретением товара и услуг в необходимое время, в надлежащем количестве и форме. Добавочная стоимость означает, что каждая сторона ЛС включает действия, повышающие стоимость продукта или услуги для тех, кто будет получать товар (рис. 8). При этом логистика может интегрировать распределение, производство и снабжение так, чтобы синхронизировать ритмы и потоки.

-8

Рис. 8. Цепочка ценностей бизнеса

Основные положения концепции SCM:

  • стоимость товара формируется на протяжении всей логистической цепочки и «проявляется» только на последней стадии - при продаже потребителю;
  • на стоимость товара влияет общая эффективность операций, в том числе транспортных и маркетинговых, всей логистической цепочки, а не только конкретной продажи;
  • наиболее управляемой с точки зрения стоимости является начальная стадия - производство, а наиболее чувствительной - последняя продажа.

Практические задачи, решаемые SCM:

  • формирование структуры сети складов сырья и готовой продукции для снижения операционных логистических издержек;
  • оптимизация схемы транспортных операций/маршрутов (с точки зрения издержек);
  • выбор производителя товара для поставки на конкретный региональный рынок и т. п.

Компетентность в логистике достигается благодаря формированию логистической инфраструктуры, информационному обмену, транспортировке, складскому хозяйству, грузопереработке и упаковке.

Проектирование инфраструктурной сети — первейшая обязанность логистических менеджеров, так как эта сеть обеспечивает доставку продуктов и материалов потребителям. Формированию логистической инфраструктуры способствует взаимодействие с типичными объектами:

  • производственными предприятиями;
  • складами;
  • погрузочно-разгрузочными терминалами;
  • магазинами розничной торговли.

Определение необходимого количества объектов каждого типа, их географического местоположения и хозяйственных функций составляет существенный элемент всей деятельности по проектированию и  формированию логистической инфраструктуры.

В особых случаях ведение операций на предприятиях может быть передано сторонним специалистам, оказывающим соответствующие услуги, т. е.  на аутсорсинг, что содействует  расширению спектра логистических услуг, которые выполняет одна компания – логистический оператор. Однако при этом окончательная ответственность все равно остается на управленческом персонале первой компании.  На рис. 9 представлена матрица для принятия решения о самостоятельной логистической деятельности или привлечении сторонних организаций.

-9

Рис. 9. Матрица для принятия решения о самостоятельной логистической деятельности или привлечении сторонних организаций

Проблемы логистического аутсорсинга в странах СНГ:

  • Неразвитость рынка логистических услуг.
  • Преобладание компаний-аутсорсеров в сфере транспортной логистики.
  • Отсутствие полноценных логистических центров.
  • Проблемы сохранения коммерческой тайны и т. д.

Вне зависимости от того, кто реально выполняет работу, все инфраструктурные подразделения должны рассматриваться в процессе управления как интегрированные элементы логистической системы фирмы.

Инфраструктура образует каркас, на котором строится система логистики. В силу этого инфраструктурная сеть включает в себя информационные и транспортные объекты. Отдельные функции, такие как обработка заказов клиентов, управление запасами или грузопереработка, осуществляются в рамках логистической инфраструктуры. Эффективность логистики зависит от инфраструктуры.

Информационный обмен – это возможность прогнозирования и управления, эффективность в точности и оперативности информации, координация между участниками цепи.

Эффективность транспортировки определяется:

  • издержками (транспортные расходы),
  • скоростью,
  • бесперебойностью.

Эффективность склада, грузопереработки, упаковки определяют:

  • стандартный упаковочный модуль,
  • минимизация запасов,
  • комплектация,
  • автоматизация.

Препятствия для интеграции в логистике:

  • организационная структура;
  • система оценки результатов;
  • владение запасами;
  • уровень доверия между компаниями;
  • информационные технологии;
  • обмен знаниями.

Наилучших результатов в бизнесе добиваются те компании, которые используют концепцию интегрированной логистики, позволяющую объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров («три стороны» в логистике) для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: «проектирование — закупки — производство — распределение — продажи — сервис».

Принципы и методы интегрированной логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности, минимизацию общих логистических издержек фирмы. Сокращение всех видов издержек, связанных с управлением материальным потоком, затрат на транспортировку, складирование, управление заказами, закупками и запасами, упаковку, уменьшение логистических рисков позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в складское оборудование, информационно-компьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования и т. д. Оптимальные логистические решения могут быть получены не только по критерию минимума общих затрат, но и по таким ключевым показателям, как время исполнения заказа и качество логистического сервиса.

Цель интегрированной логистики — увеличивать потребительскую стоимость товара и соответствовать требованиям потребителей, а также обеспечивать доступность всех средств независимо от их функциональной принадлежности и, наконец, создавать синергические конкурентные преимущества.

1.3. Проектирование логистических систем

Практическое использование логистики в условиях рыночной экономики выступает как важнейший фактор развития предпринимательства.

Организация логистических систем на первых этапах на уровне макроэкономики совершалась самопроизвольно, методом проб и ошибок. Для облегчения этого процесса в дальнейшем на базе имеющегося опыта были разработаны методики формирования организационных структур логистики в хозяйственных субъектах. Путем разработки альтернативных вариантов моделей и сравнения между собой по их характеристикам происходил поиск наиболее эффективных логистических решений. На основе соответствия максимально эффективному достижению логистических целей осуществляется выбор наилучшего варианта.

При проектировании и совершенствовании логистических систем нужно располагать достаточным объемом разносторонних данных, учет которых, как и ход сбора и обработки, в дальнейшем не должен прекращаться.

Основные сведения, учитываемые при проектировании логистических систем

1. Информация о рынке:

  • его состав, масштаб, статичность;
  • число покупателей и их особенности;
  • размещение заказчиков;
  • гибкость спроса;
  • состояние финансовой области;
  • законодательство;
  • политика государственного экономического регулирования и т. д.

2. Информация о производстве:

  • необходимость материальных ресурсов, машин, оборудования и комплектующих изделий;
  • вероятность поставок по кооперации;
  • методика производства;
  • оснащенность производства и степень загрузки мощностей;
  • производственный темп;
  • длительность и специфика производственного цикла.

3. Информация о материальных потоках:

  • характеристика специфики и состояния материальных потоков;
  • информация о передвигаемых грузах; ― способ работ и операций при передвижении; ― время транспортировок и общее время доставок.

4. Сведения об информационных потоках:

  • характеристика специфики и состояния информационных потоков;
  • сведения о системе информационного обеспечения;
  • методика обработки и закрепления информации;
  • способ получения и распространения информации;
  • потенциал хранения и накопления информации и т. д.

Очень трудно, но возможно учесть все факторы, которые влияют на проектирование логистических систем.

В крупных логистических системах формируются свои отдельные консультативные советы, которые должны обеспечить правильность решений, принимаемых управленческим персоналом логистических систем и отдельных подразделений. Прежде чем рассмотреть методы организации логистического управления, нужно максимально полно определить функциональное назначение соответствующих структур. Очевидно, что организационная структура, которая занимается управлением логистической системой, обязана выполнять следующие функции:

1. Вырабатывать и формировать систему логистики, придерживаясь схематичных принципов и положений.

В результате производственно-хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость преобразований в существующей на предприятии системе логистики. Зачастую такие изменения носят кардинальный характер. Поэтому проводится общая реорганизация всей логистической системы.

2. Проектировать и реализовывать стратегию логистики с учетом рыночной стратегии фирмы.

Работоспособность логистической системы обусловливается стратегической и тактической политикой в области производства, продаж, инвестиций, персонала, технологий. Эти и другие элементы нужно принимать во внимание не только в ходе общего управления, но и при формировании стратегии логистики. Двойная ответственность возложена на должностные лица, занимающиеся управлением логистикой:

  • за точное и своевременное информирование руководителей высшего уровня о подходах к исполнению принятых решений по вопросам стратегии логистики, а также о конкретном положении дел;
  • перед исполнителями за хорошую организацию и слаженность осуществляемых работ и мероприятий и за доведение итогов анализа эффективности предложенных изменений.

3. Комплексно управлять логистической системой с целью рационализации потоковых процессов.

Эта деятельность разнообразна и состоит из:

  • управления внешним транспортом;
  • управления внутренним транспортом;
  • планирования и контроля процесса производства;
  • планирования организации и контроля за состоянием запасов (не исключая материальные, сырьевые и товарные) и т. д.

4. Согласовывать взаимосвязанные функции управления.

Все управленческие структуры в хозяйственных подразделениях связаны с логистикой. Для того чтобы разделить области воздействия и ответственности в каждой производственно-экономической системе, нужно придерживаться специфики задач, решаемых отдельным подразделением и всей структурой в целом.

5. Решать задачи индивидуальности предприятия.

Кроме особенностей, диктуемых принадлежностью предприятия к конкретной части экономики, управления и социальной сферы, большое значение при проектировании и управлении логистическими системами имеют характерные особенности хозяйственных структур. Они играют двойную роль:

  • не позволяют унифицировать инструменты логистики, что делает практический опыт логистики многообразнее;
  • побуждают к глубокому, постоянному и комплексному изучению возможностей, состояния и условий работы предприятия, что благоприятно отражается на качестве осуществляемых работ и способствует своевременной адаптации к окружающей среде.

В соответствии со спецификой предприятия и соответствующими функциями, логистика может иметь централизованный и децентрализованный характер, когда управление осуществляется на уровне некоторых подразделений. И, соответственно, управленческая ответственность делится между различными структурными подразделениями или собирается в одном координирующем центре.

Существует несколько главных принципов построения и работы логистических систем:

  1. Системный подход. Транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, обработка заказов и т. д. как логистические функции рассматриваются в качестве находящихся во взаимосвязи и взаимодействии элементов системы. Такой подход оптимизирует всю систему в целом, а не отдельные ее элементы.
  2. Учет общей целостности издержек логистической цепи. Минимизация суммы издержек цепи в целом и отдельных ее элементов в частности является критерием эффективности функционирования логистической цепи.
  3. Обеспечение адаптивности, эластичности, надежности, большой скорости и качества работы всей системы и ее элементов.