- 1. Как научиться «играть с детьми в одной команде» в сфере распределения семейных финансов, а не конкурировать?
- 2. Если вы уже доверяете ребенку некие суммы на карманные расходы, то можно обсудить, как он будет их тратить.
- 3. Видя, как вы планируете свой бюджет в Экселе, в специальной программе по учету расходов или другим способом, ребенок может захотеть попробовать сделать также.
3е- Мама, а почему Кате и Максу с ютуба все покупают, а ты мне не все покупаешь? – ноет пятилетний мальчуган в резиновых сапожках. По лужам барабанит мелкий дождик, мама и сын пробиваются сквозь стену осенней мороси.
Сапожки слишком свободные, норовят слететь, если шагнуть шире. А мама тащит за руку, ей очень некогда: надо успеть на подработку, пока сын в кружке, а потом магазины и домашняя рутина…
«Ну вот, опять я плохая!» - огорченно думает мама.
«Может, она меня просто не любит?» - шмыгая носом, размышляет сын.
И кроме стены осеннего дождя между ними образуется еще одна стена – стена разобщенности и непонимания.
1. Как научиться «играть с детьми в одной команде» в сфере распределения семейных финансов, а не конкурировать?
Давайте взглянем на ситуацию глазами ребенка.
Родители много времени посвящают работе, причем говорят, что это для того, «чтобы у тебя все было». Тем не менее, когда заработанное приносится домой, постоянно находятся какие-то другие, более важные траты, а классная игрушка, которую так хочется, или новый айфон, который добавит статуса среди сверстников, опять в пролете, почему?
Ребенку не очевидны те суммы, которые вы тратите на счета за ЖКХ, на покупку продуктов и обслуживание автомобиля. Малышу можно пояснить этот момент, практикуя при планировании бюджета «метод конвертов», когда деньги складываются в заранее подписанные конвертики, и наглядно видно, какую сумму можно потратить на развлечения и игрушки. Правда, для этого деньги придется обналичить.
А вот с подростком уже проще, ему можно и азы инвестирования попутно преподать. Словом, экспериментируйте, общайтесь, обсуждайте. Это еще и навык общения, умение аргументировать свою точку зрения, выслушать доводы оппонента и найти конструктивное решение.
2. Если вы уже доверяете ребенку некие суммы на карманные расходы, то можно обсудить, как он будет их тратить.
Возможно, ему хочется новую игровую приставку. Допустим, она стоит 10 000. Еженедельно вы выдаете ему 300р на мелкие радости, оплатив питание в школе в системе электронных платежей. За какое время получится накопить нужную сумму? За 33 недели, это немногим больше 8 месяцев. А если добавить сюда то, что подарит на день рождения бабушка, да придумать, как заработать дополнительно (например, за 50р выгуливать мелкую соседскую собачку, когда хозяева заняты), так можно достичь своей цели значительно быстрее! Чем не мотивация?)
3. Видя, как вы планируете свой бюджет в Экселе, в специальной программе по учету расходов или другим способом, ребенок может захотеть попробовать сделать также.
Не отмахивайтесь от него, уделите время тому, чтобы помочь чаду вспомнить и записать свои расходы: покупку стикеров, прокачку виртуального героя в игре, ловлю игрушки в автомате, поп-корн и сок в кинотеатре. Найдите удобный для него способ их фиксирования. Помогите разделить траты на необходимые и второстепенные, научите еженедельно проводить анализ своих трат.
4. Если «хочухи» ребенка все равно переходят все разумные пределы – возможно стоит задуматься о том, какие потребности стоят за ними на самом деле?
Иногда даже мы сами, зрелые и осознанные люди, покупаем пироженку, если хотим «зажевать» неприятный разговор, новое платье, когда ищем одобрения, или берем кредит на авто, желая повысить свой статус в глазах окружающих.
Основная потребность ребенка – в любви и принятии своих родителей. Начните проводить вместе больше свободного времени, заведите общее увлечение, поиграйте в настольные игры (может быть, даже финансовые) или выделяйте не менее 30 минут каждый день на общение, не касающееся учебы и повседневной помощи по дому.
Пусть в ваших семьях никогда не будет стен непонимания и конфронтации! А как вы решаете вопрос детей и денег?