Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы. Сыны Анархии. «Спартак» и «Автроил»

Оглавление

«Автроил»
«Автроил»

Опыт русско-японской войны привел, в частности, к переоценке роли эсминцев в составе флота. Растущие требования к скорости и вооружению этих самых востребованных в эскадре кораблей привели к постоянному увеличению водоизмещения и боевых возможностей кораблей этого класса. Быстрее всех это осознали русские и японцы, а также британцы, тщательно отслеживавшие ход военных действий на море.

Для восполнения огромных потерь на Тихом океане, в России 6 февраля 1904 года был создан «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Почетным председателем стал брата Государя Императора, Его Императорское Высочество Великий князь Михаил Александрович, председателем Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович. Благодаря собранным средствам российский флот пополнился более крупными эсминцами, т.н. "добровольцами".

А на сдачу ( в распоряжении Общества оставалось еще около двух миллионов рублей) был на Путиловской верфи в 1910-1912 годах построен лучший на то время в мире эсминец «Новик». Приход Григоровича на пост военного министра ускорил передачу успешного корабля в массовую серию.

По «Программе усиленного судостроения Балтийского флота» в окончательном варианте было предусмотрено строительство с 1912 по 1916 год для Балтийского флота 36 эскадренных миноносцев типа «Новик».

Исходный проект постоянно улучшался, эсминцы строились тремя сериями, в свою очередь делившихся на типы (подтипы) по 5-8 кораблей. Нас интересуют сегодня два эсминца второй серии.

 Эскадренные миноносцы Капитан Изыльметьев и Капитан Кинсберген у достроечной стенки.; before 1916
Эскадренные миноносцы Капитан Изыльметьев и Капитан Кинсберген у достроечной стенки.; before 1916
-3

Первый- один из пяти достроенных эскадренных миноносцев типа «Лейтенант Ильин», при закладке на Путиловском заводе 28 сентября 1913 года нареченный «Капитан Кингсберген».

Ян Хендрик ван Кинсберген (Jan Hendrik van Kinsbergen; 1 мая 1735 — 24 мая 1819) — граф, адмирал голландской и русской службы. С 1771 года на русской службе, в декабре 1775 уволен. В июне 1776 года, несмотря на увольнение с русской службы, произведён в капитаны 1-го ранга. Отличился в войне против турок.

9 июня 1914 года эсминец переименован в «Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай» в честь командира броненосца «Адмирал Ушаков» Владимира Николаевича Миклуха (1853–1905), героически погибшего при Цусиме вместе с кораблем.

Эсминец был спущен на воду 14 августа 1915 года, формально вступил в строй 12 декабря 1917 года.

«Изяслав»
«Изяслав»
-5

Второй- один из пяти заложенных ( достроено три, в том числе один в 20-х годах) эскадренных миноносцев типа «Изяслав», заказанных по программе «усиленного» судостроения на 1913—1917 годы Акционерному обществу либавских железоделательных и сталелитейных заводов в Ревеле. Он получил нестандартное имя-«Автроил» в честь трофейного шведского фрегата.

«Аф Тролле» («Af Trolle»)-шведский гребной фрегат, захваченный русскими в 1789 году. Шведское название, возможно, в честь генерал-адмирала Георга Германа (или Хенрика) из Тролле.

«Автроил» был заложен 27 октября 1913 года, спущен на воду 31 декабря 1914 года, предъявлен к испытаниям 18 мая 1917 года. 30 июля 1917 года вошёл в состав 13-го (бывшего 3-го) дивизиона минной дивизии Балтийского флота.

Эсминцы типа «Изяслав» на то время фактически соответствовали лидерам эсминцев, по размерам они превосходили предшественников, отличались длинным приподнятым полубаком, вертикальными бортами, противокачными цистернами типа «Фрам». Проект был разработан с помощью французской фирмы «А. Норманд» на основе конкурсных предложений рижской фирмы «Ланге и сын». Эсминцы от французов получили более новые и экономичные турбины системы «Браун-Бовери-Парсонс» и котлы повышенной паропроизводительности системы «Норманд». В целях повышения живучести все вспомогательные механизмы были продублированы

В апреле 1917 года на «Автроил» было установлено 5-е 102-мм орудие, в августе также одна 63-мм зенитная пушка.

Эскадренный миноносец «Автроил». Фото 1916 года
Эскадренный миноносец «Автроил». Фото 1916 года
Автроил_на_ходовых_испытаниях
Автроил_на_ходовых_испытаниях

-8
-9

«Автроил» (с 1919 года  «Леннук» («Lennuk»), с 1933 года  «Альмиранте Гуиссе» («Almirante Guise») Беккер и К, Ревель. Строительство начато 27 октября 1913. Спущен на воду 31 декабря 1914 (13 января 1915). Введён в эксплуатацию 30 июля 1917. Захваченный в 1918 Великобританией и передан Эстонии. Продан в Перу в 1933. Выведен из состава флота ноябрь 1947 (исключён из состава ВМС Перу). Списан в 1954 году. Продан на слом

Водоизмещение 1 390/1785 тонн. Длина 105,0/107,0 м. Ширина 9,53 м. Осадка 3,6-4,1 м
Двигатели 2 паровые турбины AEG Curtis, 32 700 л. с. Движитель 2. Скорость хода 30- 35,0 узлов. Запас топлива 450 тонн нефти. Дальность плавания 2400 миль при скорости 15 узлов, 1 880 миль на скорости 21,0 узел, 350 миль на 35,0 узлах. Экипаж 142-150 человек
Вооружение 5 × 1 102-мм/60 орудий образца 1911. Зенитная артиллерия 1 63-мм пушка (до августа 1917), 1 76-мм пушка Лендера (с августа 1917 по 1934). 3 × пулемета. Минно-торпедное вооружение 3 × 3 457-мм ТА. Предназначен для перевозки и установки 80 мин.

“Капитан Изыльметьев”1916
“Капитан Изыльметьев”1916

«Капитан Кингсберген», с 9 июня 1914 года «Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай», с 18 декабря 1918 года «Спартак», с 3 января 1919 года «Вамбола» ( «Wambola»), с 30 июня 1933 года «Альмиранте Вильяр» («Almirante Villar»). Путиловский завод. Строительство начато 28 сентября 1913 года. Спущен на воду 14 августа 1915 года. Введён в эксплуатацию 12 декабря 1917 года (формально). Выведен из состава флота 15 ноября 1954 (исключён из состава ВМС Перу). Разобран на металл.

Водоизмещение 1 260 тонн. Длина 98,0 м. Ширина 9,34 м. Осадка 3,9 м
Двигатели- 2 паровые турбины, 4 котла, 31 500 л. с. Движитель 2 . Скорость хода 32,0 узла. Дальность плавания 1680 миль миль на скорости 21,0 узел,
350 миль на 32,0 узлах. Экипаж 8 офицеров и 142 матроса
Вооружение- 4х1 102-мм орудий. Зенитная артиллерия 1 76-мм пушка Лендера, 2 пулемёта. Минно-торпедное вооружение 3х3 457-мм ТА
Модель Вамбола
Модель Вамбола
-12

Оба эсминца вступили в строй уже во второй половине 1917 года, в активных боевых действиях принять участие они практически не успели.

Разве что «Автроил» в сентябре - октябре 1917 года участвовал в Моонзундской операции, при этом он получил три попадания 88-мм снарядами.

Экипажи эсминцев перешли на сторону Советской власти 25 октября 1917 года. Зиму 1917-1918 годов корабли провели на базе в Гельсингфорсе (современный Хельсинки), откуда были вынуждены с 10 по 19 апреля 1918 года уйти во время «Ледового похода» Балтийского флота в Кронштадт под угрозой захвата немецкими войсками.

Ноябрьская 1918 года революция в Германии, подписание Компьенского перемирия и завершение мировой войны резко изменили ситуацию на Балтике. Как показала ситуация на Черном море, на место германских оккупантов немедленно приходили оккупанты из Антанты.

В связи с угрозой появления на Балтике британского флота 15 ноября 1918 года Председатель РВСР Л. Д. Троцкий одобрил создание отряда из одного дредноута, 4-х эскадренных миноносцев типа «Новик», 6 подводных лодок, крейсера типа «Олег», с необходимым числом вспомогательных судов под названием Действующего отряда кораблей (ДОТ). В него вошли все боеспособные корабли со спешно докомплектованными экипажами.

В состав отряда вошли линейные корабли «Петропавловск» и «Андрей Первозванный», крейсер «Олег», 4 эскадренных миноносца типа «Новик» («Автроил», «Азард», «Гавриил», «Миклуха Маклай»), подводные лодки «Тур», «Тигр», «Пантера», «Вепрь», «Волк», «Ягуар». По мере готовности кораблей, ДОТ пополнялся.

Автроил
Автроил
Автроил 1917-1918
Автроил 1917-1918
Автроил 1913-19
Автроил 1913-19
Спартак
Спартак
Миклуха-Маклай 1918
Миклуха-Маклай 1918

С 19 по 21 ноября минный заградитель «Нарова» выставил несколько минных заграждений в Финском заливе, но 19-го во время постановки второй линии мин его обстреляла финская береговая батарея у деревни Пумола. Пришлось часть мин выбросить за борт с предохранительными чеками, а сама «Нарова» получила два попадания. С ответом красные моряки не тянули. 20 ноября огнём форта «Красная Горка» финская батарея была полностью уничтожена, а 21 ноября минный заградитель без затруднений закончил постановку мин.

С 23 ноября по 1 декабря несколько советских кораблей, в том числе крейсер «Олег», поддерживали наступающие на германские позиции части РККА в районе Нарвы. 28 ноября они успешно высадили на побережье десант и поддерживали его огнем.

25 декабря 1918 года эсминец «Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай» был переименован в «Спартак», то ли в честь вождя восстания рабов в древнем Риме, то ли в честь одноименной германской революционной организации.

Ситуация на Балтийском флоте в это время была крайне тяжелой. Корабли после Ледового похода полностью отремонтировать не было ни возможности, ни ресурса. Наиболее активные и сознательные моряки (около 11 тысяч к ноябрю 1918) ушли на сухопутные фронты гражданской войны, самые боеспособные корабли и часть снятых орудий отправили на речные флотилии, где шла реальная война с интервентами и белогвардейцами. После февральского 1917 года погрома значительная часть офицеров сбежала с кораблей, многие покинули свои корабли перед Ледовым походом, причем часто с корабельной кассой. Некомплект офицеров на кораблях был чудовищным.

Усугубляла ситуацию и кадровая чехарда в командовании флота. Возглавлявший РВС республики Л.Д. Троцкий к флоту относился очень настороженно, предпочитая опираться на своих ставленников во всех структурах. Первый начальник Морских сил Балтийского моря А. М. Щастный в мае 1918 года был обвинен им в измене и расстрелян. Сменивший его контр-адмирал С. В. Зарубаев также доверием Льва Давыдыча не пользовался.

В связи с выходом Германии из войны роль Балтфлота, доселе запертого в Петрограде резко выросла, и Троцкий вернул на Балтику своего выдвиженца Фёдора Фёдоровича Раско́льникова (в девичестве Ильин, 1892-1939). Ильин в феврале 1917 года окончил гардемаринские классы, выпущен мичманом. Кроме морских традиций семьи ( предок отличился при Чесме) с флотом его ничего особо не связывало. Он, пользуясь случаем, пошел по революционной линии. У Троцкого он стал замом по флоту, организовал затопление Черноморского флота под Новороссийском в июне 1918 года, потом лихо воевал на колчаковских фронтах, командуя Волжской флотилией. Брал Казань, ходил на Каму. На уровне речной флотилии в полупартизанской войне проявил себя успешным командиром.

Фёдор Раскольников с братом Александром
Фёдор Раскольников с братом Александром

На Балтике Раскольников сразу взял быка за рога и, понукаемый Троцким, развернул активную подготовку к срочным действиям против белоэстонцев и поддерживающих их англичан.

Тем временем 7-я, Западная и Латышская армии уже в ноябре 1918 года начали вытеснение немцев из оккупированной Прибалтики. В составе советских войск действовали красные эстонские, латышские и литовские части. С немецкими регулярными войсками столкновений было немного, германцы более-менее организованно уходили в фатерлянд. Основное сопротивление немногочисленным советским войскам (дивизии иногда насчитывали по 700 с лишним штыков, общую численность можно оценить тысяч в 20) оказывали сформированные под немецкой оккупацией войска трех марионеточных прибалтийских держав. Больше всего было эстонцев-до 13 тысяч, меньше всего литовцев-до 400 человек, латышей-чуть больше 400. Были сформированы и белогвардейские части.

-19

Но в ситуацию вмешались интервенты. Поляки, претендующие на Литву и Белоруссию, создали на территории региона из местных поляков Самооборону численностью более 3000 человек. В Эстонии появились финские добровольцы; в Латвии действовали Прибалтийский ландесвер и немецкие железная и гвардейская дивизии; в Литве — Прусский добровольческий корпус Гофмана.

Германскую крышу молодым балтийским демократиям оперативно заменили британской. Уже 28 ноября на Балтике «для оказания поддержки молодым государствам Балтии» появилась английская эскадра в составе 5 лёгких крейсеров, 9 эскадренных миноносцев, транспорта с оружием и нескольких тральщиков во главе с командующим эскадрой адмиралом Эдвин Александер-Синклером. Первую остановку британцы сделали в Либаве, где белолатышам было передано несколько сотен винтовок. Затем англичане двинулись к Ревелю.

Эдвин Александр-Синклер
Эдвин Александр-Синклер

В полночь с 4 на 5 декабря английские корабли в районе острова Даго напоролись на минное поле (русское или немецкое), крейсер «Кассандра» подорвался и затонул в течение 20 минут.

В Ревеле британцы гальванизировали белоэстонцев, превратив их в основной центр сопротивления наступлению Красной армии. С помощью англичан эстонцы создали небольшую, но вполне боеспособную флотилию. Вместе они с середины декабря начали регулярные обстрелы советских позиций и высадку десантов в наших тылах.

К концу декабря части Красной армии подошли к Ревелю, однако приморский фланг наступавших войск постоянно подвергался обстрелам со стороны кораблей интервентов.

Троцкий считал, что многочисленный на бумаге Балтийский флот должен активнее поддерживать армию. Начморси Зарубаев, понимая реальное состояние флота после года бездействия и разрушения кадровой системы, придерживался консервативной политики, выставляял дополнительные минные заграждения на угрожаемых участках.

Другого реального способа противостоять Королевскому флоту он не видел, слишком большая разница в профессионализме, выучке, опыте.

"Адмиральские указания ( Зарубаева) ничего общего не имеют с нашими задачами. Меняйте задачи самостоятельно. Известно, что англичане уже в Ревеле. Но нет точных сведений. Берите ревельские дела под свой контроль".-телеграфировал Раскольникову Троцкий.

Раскольников, частично понимая реально ограниченные возможности Балтфлота, тем не менее сделал ставку на "революционный порыв", рассчитывая повторить свои волжские успехи. Только противником здесь были не полурегулярные белогвардейские формирования, а лучшие в мире тогда моряки Королевского флота.

"Я заметил, что бросаться в омут нет смысла. Англичане хорошо воюют, все заранее изучают, а теперь следят за Финским заливом, что важно учитывать. Член РВС ответил в том смысле, что теперь он несет полную ответственность, а моя роль начальника флота состоит исключительно в подмоге ему, так как готовые решения наступательного характера уже есть. Я опять ответил, что к наступлению ничего подготовленного нет".-Зарубаев

Лариса Рейснер
Лариса Рейснер

Троцкий через жену Раскольникова Ларису Рейснер, по совместительству комиссара Моргенштаба, передал Раскольникову-

операция у... Ревеля помимо оперативной задачи имеет, несомненно, своей целью показать англичанам, что пребывание в Балтийском море совершенно безопасно (так на ленте). Посему представляется необходимым доказать англичанам противное при помощи меры самого энергичного характера... Он высказал мнение, что для успешности операции ты бы должен принять в ней личное участие.....Троцкий не видит причины, почему бы тебе прямо не принять на себя командование этой операцией

Уже через час Раскольников подписался на авантюру-

"Прошу передать председателю РВСР, что завтра на рассвете я на миноносце "Спартак" вместе с двумя другими миноносцами отправляюсь бомбардировать Ревель и атаковать неприятельские суда, если повстречаются". ... "1. Три миноносца пойдут на разведку - "Азард" (он уже в море), "Спартак" (выйдет на рассвете 26 декабря), "Автроил" (выйдет на уступе на поддержку). Крейсер "Олег" выйдет к острову Гогланд, линкор "Андрей Первозванный" будет у Шепелевского маяка в качестве глубокого резерва. 2. Миноносцы обстреляют порт и гавани Ревеля, вызовут на себя неприятельские суда. При явном перевесе сил противника уйдут под прикрытие "Олега", а если потребуется, то и под защиту "Андрея Первозванного".

Времени на подготовку операции просто не оставалось, более того, Зарубаева и штабных с планами познакомили только поздним вечером. Опыта нормальной штабной работы у Раскольникова и его людей вообще не было.

Штабисты сразу указали на то, что «Азард» уже вернулся в порт и стоит без топлива, «Автроил» еще в ремонте, где проведет минимум сутки. Командиры линкора и крейсера о своем участии в операции еще не уведомлены. Команды эсминцев после длительного простоя и докомплектования экипажей "с улицы" не имели вообще опыта стрельбы.

Начморси рекомендовал в такой ситуации ограничится лишь разведкой, не ввязываясь в бой.

23 декабря был спешно создан «Отряд судов особого назначения Балтфлота» под начальством Ф. Ф. Раскольникова , в который вошли линкор «Андрей Первозванный», крейсер «Олег», эсминцы «Азард», «Автроил» и «Спартак».

В результате 25 декабря «Спартак» вышел в море один. Раскольников рвался в бой. Командующего флотом в известность о столь раннем и незапланированном выходе он не поставил. Крейсер «Олег» занял позицию у острова Гогланд, чтобы прикрыть возможное отступление эсминцев, а линкор «Андрей Первозванный» вышел к маяку Шепелёвский. Раскольников рассчитывал, что «Автроил» и «Азард» догонят его в море.

Начало обнадеживало. 26 декабря в полдень были обстреляны острова Аэгна и Нарген, хотя планом этот обстрел не был предусмотрен. 76 мм орудия Наргена по дальности ответить не могли, но о появлении советского эсминца из Наргена по телеграфу сообщили в Ревель. В это время эстонский флот как раз занимался высадкой десанта. А с моря горячих эстонских парней прикрывали два английских легких крейсера и миноносец. Всего в 20 милях от «Спартака».

"Когда мы были заняты высадкой десанта, со стороны Гогланда показались дымки: Появление дымков вызвало среди офицеров и матросов тревогу. Я смотрел на свое положение так: уйти со своими кораблями с 6-7 узлами хода я не смогу, этим мы только покажем себя неприятелю и привлечем его внимание. Если же продолжать высадку десанта и стоять в середине залива, то они нас и не заметят. Так и случилось... Комендант Наргена телеграфировал тип русского корабля и его курс. С берега донесение о противнике, попавшем в наши воды, отправили на крейсер "Калипсо"... Они (британцы) перекрыли русским путь к отходу". Мемуары командующего эстонским флотом Йохана Питка.

Через полчаса был обнаружен и за два часа захвачен финский пароход с грузом бумаги, который с призовой командой был отправлен в Кронштадт.

Тем временем появились дымы английских кораблей, лёгких крейсеров «Калипсо», «Карадок» и двух эсминцев, идущих на перехват. «Спартак» на полном ходу стал уходить на северо-восток. По некоторым данным он шел на 25 узлах, а британцы на 30, по другим «Спартаку» удалось держать дистанцию.

Жертва и преследователи параллельно вели перестрелку. Но без попаданий. Командующий отрядом и командир эсминца на мостике эсминца не появлялись. Когда комендоры помимо кормовых орудий в 14-00 использовали носовое, то первым же выстрелом контузили старшего штурмана. Его унесли в каюту, а на мостике выстрел приняли за попадание английского снаряда и началась паника. Штурмана никто не заменил и эсминец выскочил на камни в районе банки Карадимульсей (Курадиума), добросовестно отмеченной вешками.

Когда подошли английские корабли, «Спартак» спустил флаг. Призовая партия отметила запущенность корабля и неуставную форму моряков. При осмотре эсминца была обнаружена течь и командир призовой партии распорядился пустить помпу. По этому поводу экипаж эсминца устроил стихийный митинг, на котором приняли положительное решение.

Раскольников переоделся в матросскую форму и спрятался среди мешков с картошкой на складе провизии, но был найден при обыске. У него оказались документы на имя эстонца, но ни слова на эстонском он не знал и был арестован; вскоре его опознал офицер связи эсминца «Вэйкфул», который обучался с красным командиром на гардемаринских курсах.

На эсминце британцы нашли полный комплект документации, в том числе последнюю радиограмму:

Всё потеряно, мы преследуемся англичанами.

Также из радиограмм британцам стало известно, что у Гогланда находится советский крейсер «Олег». Командующий английским отрядом коммодор Фезингер отправил крейсер «Карадок» и эсминцы на его поиски, но было поздно, «Олег» уже ушел.

Накануне вечером 26 декабря из Кронштадта вышел по тому же маршруту «Автроил», который не имел известий о сдаче «Спартака» и прибыл в ранее условленное место встречи. 27 декабря около 11-00 с «Автроила» заметили два английских эсминца («Венедетта» и «Вортиген») и эсминец на полном ходу начал отход, но был перехвачен крейсером «Карадок». Британцы открыли огонь и первыми выстрелами сбили на «Автроиле» стеньгу, а через несколько минут советский эсминец сдался, не сделав ни одного ответного выстрела.На корабле сдались в плен 7 офицеров и 138 матросов.

По слухам, во время отхода команда «Автроила» начала митинговать на тему «должны ли революционные матросы откачивать воду».

Тем же днем англичане остановили отправленный с призовой командой в Кронштадт финский пароход. Пароход продолжил путь в Эстонию, а советская призовая команда (2 матроса) была арестована.

Крейсер «Олег» получил с «Автроила» радиосообщение о начале боя и направился на помощь. Однако вскоре радиостанция эсминца замолчала, а у крейсера кончился уголь. На последних крошках он вернулся в Петроград.

Памятный знак в честь коммунистов, расстрелянных на острове в начале 1919 года с эсминцев «Спартак» и «Автроил»
Памятный знак в честь коммунистов, расстрелянных на острове в начале 1919 года с эсминцев «Спартак» и «Автроил»

За двое суток РККФ потерял два новейших эсминца. В плену оказался 251 моряк (по другим данным 244), в том числе 14-18 офицеров.

46 пленных (в основном, офицеры) впоследствии были приняты на военную службу в рядах Белой армии и эстонского флота (около 30). Сохранили свои чины и звания командиры обоих эсминцев Николай Павлинов и Виктор Николаев, с радостью перешедшие на сторону эстонцев. Присягнули эстонскому флагу почти все офицеры эсминцев, а вместе с ними и машинная команда «Автроила» в количестве 35 человек.

Оставшихся отправили в карцеры-ледники эстонского концлагеря на Наргене с постоянными издевательствами и избиениями. Коммунисты были расстреляны на острове Найссаар в начале 1919 года.

По наиболее распространенной версии Постановлением Военно-морского суда Эстонии за подписью командующего военно-морскими силами капитана ВМФ Йохана Питка к смертной казни приговорено 27 человек. Немедленно казнили 15, затем еще 12, одному удалось бежать.

По другим данным погибло 30 или 36 советских моряков. В 1919-1920 годах из плена в Россию вернулись только 94 человека.

Раскольникова британцы вывезли в Лондон, содержался он в Брикстонской тюрьме Лондона. Дальше заработала сетевая дипломатия. Усилиями Троцкого и Рейснер 27 мая 1919 года в пос. Белоострове под Петроградом Раскольников и комиссар «Автроила» матрос Нынюк были при посредничестве датского Красного Креста обменяны на группу арестованных граждан Британии (17 или 19 пленных английских морских офицеров).

После возвращения Раскольников вернулся на Волжскую флотилию, провел дерзкую Энзелийскую операцию против местной британской флотилии. С июня 1920 года по конец января 1921 года — командующий Балтийским флотом. После гражданской войны на дипломатической работе. В 1938 году отказался от возвращения в СССР.

Вину за потерю двух эсминцев и пленение члена РВС Троцкий ожидаемо возложил на Зарубаева, хотя чрезвычайная комиссия РВСР однозначно указала на грубые промахи Раскольникова и Альтфатера, а также добавила-

"Пора прекратить пренебрежительное отношение к старым морским кадрам, которые для войны на море готовятся долгие годы".

Британцы сделали свои выводы.

"27 декабря (1918 г.) появилась возможность передать первое серьезное сообщение из Ревеля-Таллина. Наши корабли захватили два красных эсминца, пленили большого комиссара - Раскольникова, командовавшего плаванием. Я задал вопрос адмиралу, почему легко сдались большевики.
В ответ услышал нечто неожиданное: неподготовленность экипажей, беспорядок в управлении, амбициозность флагмана, нахватавшегося чинов после революции, но никогда на выводившего в море суда. Словом, мне удалось поймать сенсацию. Говорят, когда "Таймс" с моим посланием из Эстонии попала в руки Троцкого, он топал ногами и кричал, что такого позора еще не испытывал".-британский репортер Роберт Поллак "Юрьевские дни".

Сам Раскольников позже тоже кое-что осознал и смог оценить ситуацию.

"Полгода никаких плаваний и работ не проводилось. К ничтожным остаткам обученных матросов добавились совершенно неопытные в морском деле люди, нанявшиеся служить часто ради того, чтобы куда-то пристроиться".

Провал Ревельской операции привел к полному господству британцев в западной части Финского залива, советские корабли не ходили дальше Гогланда до конца Гражданской войны, а командование ДОТ отказалось от активных операций до весны из-за сложной ледовой обстановки.

 «Спартак» был благополучно снят с отмели эсминцем «Вендетта» и уведен в Ревель, затем туда же был отбуксирован «Автроил».2- 3 января 1919 года англичане передали их эстонскому флоту, несмотря на настойчивые просьбы командования белых из Северо-Западной армии. По мнению А. П. Ливена, передача этих судов эстонцам «так обозлила русских, что уже другие суда большевистского флота решили не переходить к так называемым белым, хотя этот переход и был подготовлен».

захват Спартака
захват Спартака

Однако советское командование до осени 1919 года вообще не знало о существовании эстонского флота, полагая противником только британский.

Захваченные советские эсминцы, переименованные в «Вамбола»(«Спартак») и «Леннук» («Автроил»), были поставлены эстонцами на ремонт. Они сдались в уже сильно запущенном состоянии, а после были дотла разграблены английскими моряками. «Леннук» удалось ввести в строй уже 6 января. Ремонт «Вамболы» занял месяц.

Ле́ннук, «Летучий» ( Lennuk) — корабль Калевипоэга, героя эстонского народного эпоса «Калевипоэг».

Вамбола - эстонское мужское имя заглавного персонажа рассказа 1889 года эстонского писателя Андреса Саала Вамбола.

Основные силы эстонского флота состояли тогда из эскадренных миноносцев «Леннук» (бывший «Автроил») и «Вамбола» (бывший «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай» и «Спартак»), канонерской лодки «Лембит» (бывшая российская канлодка «Бобр»), сторожевого корабля «Лайне», а также нескольких судов и катеров.

С таким флотом Йохан Питка при поддержке англичан организовал несколько десантов в тылу РККА. Самым масштабным стал десант в районе деревни Удрия 17-19 января 1919 года. 17 января из Кунда вышел отряд из шести кораблей ВМС Эстонии во главе с эскадренным миноносцем «Леннук» с десантным батальоном (около 400 человек) и 1-м отрядом финских добровольцев (примерно 600 человек).

Побережье в этом районе охраняли около 1500 красноармейцев 6-й и 10-й стрелковых дивизий. После короткого боя десант захватил 18 января Удрия и город Гунгербург (ныне Нарва-Йыэсуу), а 19 января к 9 часам утра город Нарва.

После окончания Гражданской войны и заключения Тартуского мира оба корабля с сокращённой командой стояли в порту, до того как в 1933 году были переведёны в резерв.

30 июня 1933 года «Вамбола» и «Леннук» были проданы Перу за около 400 тысяч долларов и вошли в состав её ВМС с новыми названиеми — BAP «Альмиранте Вильяр» ( Almirante Villar) и BAP «Альмиранте Гуиссе» (Almirante Guise). В сентябре 1933 - июле 1934 годов они совершили переход из Таллина в Перу. На вырученные деньги эстонцы заказали в Англии подводные минзаги "Лембит" и "Калев".

Эстонский эсминец "Вамбола" (Wambola), он же бывший русский императорский эсминец "Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай", он же советский "Спартак" типа "Лейтенант Ильин", на верфи "Нобллеснер" (Noblessner) в Таллине в начале 20-х годов ХХ-века.
Эстонский эсминец "Вамбола" (Wambola), он же бывший русский императорский эсминец "Капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай", он же советский "Спартак" типа "Лейтенант Ильин", на верфи "Нобллеснер" (Noblessner) в Таллине в начале 20-х годов ХХ-века.
_Lennuk_ja_Wambola
_Lennuk_ja_Wambola
Lennuk1924
Lennuk1924
Lennuk1919-1933
Lennuk1919-1933
Леннук
Леннук
-29
-30
Wambola1919-1933
Wambola1919-1933
Wambola1919-1933, Таллин
Wambola1919-1933, Таллин
Wambola1924
Wambola1924
 Lennuk и Wambola  в порту Пярну, фото 1925-1929 гг.
Lennuk и Wambola в порту Пярну, фото 1925-1929 гг.

Wambola1919-1933
Wambola1919-1933
лента с Вамболы
лента с Вамболы

Сказать, что сдача двух советских эсминцев врагу практически без боя, осталась незаметным эпизодом гражданской войны и интервенции категорически нельзя.

В условиях разрушения Российского Императорского флота, начавшемся в феврале 1917 года, старая система ориентиров была полностью разрушена, дисциплина забыта, Морской Устав фактически не действовал.

Корабли нового флота действовали по обстоятельствах, руководствуясь больше правилами военной демократии, чем обычаями российского флота. Было настроение- проявляли героизм, не было- легко оставляли позиции.

Это называется "отсутствие идеологии" и его последствия.

Позорная сдача двух эсминцев стала холодным душем для красных военморов, тяжелой оплеухой, вернувшей их к реальности.

Достаточно быстро по историческим меркам в РККФ вернулась дисциплина, Устав и основное правило флота.

-37

Советский военно-морской Флаг, Флаг Военно-морского флота СССР - перед врагом не был спущен НИ РАЗУ. Военные корабли советского флота врагу не сдавались.

-38

Южноамериканская эпопея русско-эстонских эсминцев будет рассмотрена в следующей статье.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам