Найти в Дзене

Мультипликаторы

В мире огромное количество бизнесов в самых разнообразных отраслях. Для оценки их состояния и сравнения между собой необходимы какие-либо количественные критерии. Для этого были придуманы мультипликаторы.

Мультипликаторов существуют десятки. Есть базовые, общепринятые. Некоторые инвесторы придумывают свои собственные, которые, как им кажется, дают более полную картину о развитии дел. 

 И хотя всем известный Уоррен Баффет говорил, чем больше и более сложных формул вы используете при выборе компании, тем более бесполезна ваша работа, без мультипликаторов не обойтись.

Мультипликаторы условно можно разделить на три группы: оценивающие долговую нагрузку, эффективность деятельности и цену бизнеса.

Долговую нагрузку оценивают такие мультипликаторы, как «Чистый долг/EBITDA», «Долг/Капитал», «Обязательства/Активы», «Процентные расходы по займам/Операционная прибыль».

Эффективность деятельности оценивают по ROE (рентабельность собственного капитала), ROA (рентабельность активов), ROS (чистая рентабельность), рентабельность EBITDA.

Для понимания справедливости текущей оценки бизнеса, применяют мультипликаторы P/E (цена/прибыль), P/S (цена/выручка), P/BV (цена/балансовая стоимость), EV/EBITDA (стоимость компании/EBITDA, при этом стоимость компании – это рыночная капитализация + чистый долг).

И, конечно, многие инвесторы смотрят на дивидендную доходность своих вложений.

Этот список не исчерпывающий. Но нужно понимать, что мультипликаторы – это лишь инструмент для оценки компании. 

Зачастую в разных отраслях разная «нормальность» показателей. Некоторые мультипликаторы полезнее смотреть в динамике, чем просто как значение.

В настоящее время существует множество мобильных сервисов, предоставляющих информацию по большому количеству мультипликаторов для большинства публичных компаний. Они позволяют составить первое впечатление о компании, но, к сожалению, не дают возможность качественно оценить бизнес.

А какие мультипликаторы используете Вы? Какие из них критичны при принятии инвестиционного решения?