Уважаемые ученики и их родители! Я понимаю, что каждый, прежде всего, думает о своем удобстве. Я понимаю, что родители первым делом думают о том, как удобнее будет заниматься их детям. Не об удобствах репетитора. И это правильно.
И я всегда стараюсь идти навстречу. Но в очередной раз убеждаюсь, что подход «давайте подберем вам максимально удобное расписание» сильно расслабляет. Расскажу пару случаев.
***
Записали ко мне девочку, 4 класс. Условно говоря, с двух до трех. А потом выясняется, что у нее какая-то спортивная секция в три. А от меня туда добираться, наверное, минут 20-30. Пока до остановки дойдешь, автобуса дождешься…
Приходит ко мне девочка в 13.40. Ладно, я уже там была, я обычно раньше прихожу. А девочка говорит:
- Мне надо к трем на секцию успевать, поэтому я решила, что буду приходить минут на 20 пораньше.
Ну вот… Ну даже слов нет. Она решила. А меня кто-нибудь спросил? Взрослую тетеньку, которая и так наизнанку вывернулась, чтобы сделать тебе максимально удобное время.
Нет, я, конечно, высказалась. И маме потом высказалась. Чрезвычайно мягко, очень мягко, мягче некуда. Но общий смысл был такой:
- У нас урок с двух, так что не факт, что вы застанете меня на 20 минут раньше.
И потом, а если ко мне еще кто-то придет и будет с часу заниматься? Тогда что?
***
Записывают к нам девочку. Но она ходит в художественную школу и на танцы. Танцы - рядом с нами, минут 5 идти. А девочка из отдаленного района. Поэтому стараемся устроить так, чтобы либо от нас на танцы, либо с танцев к нам. Чтобы не ездить лишний раз туда-сюда.
Конечно, изо всех сил идем навстречу. Ставим субботу с 9 утра. (( Вы думаете, мне прям очень радостно в субботу к 9 утра идти? ))))
А вот со вторым разом некоторый затык.
- Понимаете, они так-то до шести, но их могут задержать. Поэтому нельзя ли где-то в 6.15, может, в 6.20 или в 6.30?
Короче, как отпустят.
Нет, ну сами подумайте, мне такое надо? Я все понимаю, но мне сидеть и ждать, во сколько сегодня придут – ну никак не хочется. У меня свои дела есть и своя дочь, если что.
Нет, я в детали не вдавалась, просто сказала, что так не получится. Ответом мне последовал тяжелый недовольный вздох. И поставили мы девочку на другой день.
***
Вы, уважаемые дети и родители, не обижайтесь. Но сами подумайте.
Вот в первой ситуации. Хорошо, буду я все время приходить на 20 минут раньше. А у девочки секция отменится. Тренер там заболеет или перенесут. И она придет ровно к двум. А я так, посижу минут 20, подумаешь. Отдохну, ага.
Вторая ситуация. А если бы было наоборот: я буду задерживать, может, в 6.05 закончим, может, в 6.20. А танцы подождут. Танцы будут ждать?
Да и ставить репетитора на низкий старт – это как-то … нехорошо. Даже если бы я дома находилась. Вот шесть. И я не знаю: то ли у меня 5 минут свободных, то ли 25. И имеет ли смысл мне за что-то браться?
Наверное, всему виной все-таки мой гнилой либерализм. Ибо другие языковые курсы просто объявляют расписание: два раза в неделю во столько-то. И ничего не меняют и не подстраивают.
Может, правильно делают? Как вы думаете?
P.S.: И мы ведь тоже не железные. Вот так раз напрасно посидим, два, а потом махнет хвостиком золотая рыбка и уплывает себе в синее море. И останетесь вы у разбитого корыта, то есть без репетитора.
P.P.S.: А вот моя дочь решает проблему довольно жестко. К ней тоже повадился второй ученик раньше приходить, когда она с первым еще занималась. Сами понимаете, этот заходит, она его сажает, первому уже не до урока - все насмарку. Так она очень твердо сказала второму, чтобы приходил вовремя. Если придет раньше - пусть во дворе на качелях качается.
На эту же тему (поучительная история о том, что бывает, если слишком уж выделываются с расписанием):
Клиентам надо изредка грубить. Только не очень увлекайтесь
Вот о чем я писала 15 сентября в прошлом году:
И опять про запись к репетитору: как все-таки не имеет смысла делать
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.