Найти тему
PROТуризм

Экономика социально-культурного сервиса и туризма

Экономика социально-культурного сервиса — это отраслевая наука, призванная изучать экономические отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства социальных благ, выступающих как в вещественной форме, так и в форме услуг.

Предметом экономики туризма, составной части экономики социально-культурного сервиса, являются экономические отношения, которые возникают и развиваются в сфере туризма в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей человека.

Экономика сервиса и туризма основывается на следующих принципах:

- свободе выбора деятельности и экономической ответственности за ее результаты;

- эффективности распределения ресурсов на основе рационального ведения хозяйства;

- гибкости и приспособляемости к изменяющимся условиям хозяйствования;

- чувствительности к новым технологиям и товарам, позволяющим реализовывать достижения научно-технического прогресса;

- саморегулировании;

- действенной системе побудительных мотивов и материальных стимулов к хозяйственной деятельности;

- социальной справедливости.

-2

Взаимосвязь отрасли социально-культурного сервиса национальной экономики проявляется в прямой и обратной связи.

Прямая связь определяется воздействием экономики сервиса и туризма на экономику страны, культуру производства. В целом рост социально-культурного сервиса решает проблему занятости (в развитых странах 60-70% занятых размещено в сервисных отраслях);

Обратная связь — развитие экономики в стране воздействует на социальную сферу, развитие производства общественных благ.

Особенность отрасли сервиса и туризма, в отличие от отраслей материального производства, состоит в том, что ее основным продуктом является услуга. Фундаментальные признаки услуг:

  • большая часть услуг неосязаема, так как не является материальным объектом в отличие от товара, хотя и услуги могут воплощаться в материальные объекты;
  • отсюда следует, что результат приобретения услуги не подразумевает перехода права собственности на нее от производителя к потребителю;
  • одновременность производства и потребления услуги;
  • несохраняемость услуги;
  • непостоянство качества услуг и, следовательно, сложность их стандартизации.
-3

преобладание малых предприятий.

Туризм рассматривается не как отрасль экономики, а как межотраслевой комплекс — интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта.

Особое значение приобретает понятие кластер — группа географически сконцентрированных взаимосвязанных компаний (поставщиков, производителей, провайдеров) и организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

Кластерный подход к развитию туристских территорий заключается в формировании группы географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки.

Таким образом, туристско-рекреационный кластер — это сконцентрированная на определенной территории группа социальных институтов сферы туризма и гостеприимства.

-4

Расчет воздействия туризма на национальную и региональную экономики производится с помощью мультипликатора.

Мультипликатор туризма — отношение дохода от туристской деятельности к туристским расходам.

Эффект мультипликатора на региональном уровне тем больше, чем больше местный хозяйственный комплекс способен производить товары и услуги, пользующиеся спросом у туристов, и чем больше доля расходов предприятий туристкой дестинации и их работников на покупку товаров и услуг местных производителей.

Эффект мультипликатора означает, что средства, вложенные в туристскую деятельность, опосредованно влияют на отраслевую и территориальную структуру национального хозяйства. Понятие дестинации, сравнительно недавно вошедшее в оборот, означает место назначения туристского путешествия, место посещения гражданами, не проживающими постоянно в данной территории и не относящимися к категории местного населения.