Найти в Дзене
Роман Апрелев

Во сколько лет начинали работать дореволюционные купцы?

Дореволюционные купцы - это очень любопытное сословие. Многие из них - потомки настоящих разбойников. В “Угрюм-реке” это хорошо показано. Дед - бандит, отец - уважаемый член общества, но при этом полный самодур, сын - европейски образованный человек, но безжалостный мироед. Эволюция заметна. Но главное отличие классического русского капитализма от нынешнего - это созидательное начало. Предприниматели царской России ничего не приватизировали, они строили заводы, а вокруг них возникали города. И те люди считали себя хозяевами, несли ответственность за свой город, где жили сами. А не наведывались изредка из Москвы, как ныне.

Вот примеры из истории Царицына - довольно заурядного на конец XIX века городка. Начнем с братьев Репниковых. Точнее, с Александра. Его наследие - это здание мемориально-исторического музея. Этот красивый красный дом увидите сразу, если приедете в Волгоград на поезде. Памятник истории федерального значения.

-2

Раз уж начали с братьев, то ими и продолжим. Совсем не россияне, но тесно связаны с Царицыном. Это братья Нобели. Нобелевский городок (не сохранился) был вымощен камнем, имел водопровод, с 1884 года освещался электричеством, тогда как в остальном Царицыне такие фонари появятся только в 1908 году. С 1885 года у нефтеторговой фирмы была телефонная связь. Школы, аптеки, фруктовый сад с фонтаном.

Василий Лапшин. Фото из фондов Волгоградского областного краеведческого музея
Василий Лапшин. Фото из фондов Волгоградского областного краеведческого музея

Городской голова Василий Лапшин личность вообще легендарная. Он как раз не получил от родителей ничего, кроме светлой головы. Состояние сколотил на спекуляции: голые конфеты заворачивал в бумажки и продавал с наценкой. Нынешнее кондитерское предприятие “Конфил” это его детище. Но основной барыш Василию Федоровичу приносило пароходное общество “Русь”. Его пароходы советская власть эксплуатировала до начала 70-х годов. До нас дошла построенная Лапшиным церковь.

-4

Династия Ворониных занималась маслобойным и кожевенным бизнесом. “Деньги не пахнут” - это про них. Ведь кожевенное производство очень отравляло воздух Царицына. Их гостиница “Столичные номера” до сих пор стоит в центре города, хотя и называется “Волгоград”. Разумеется, очень основательно реконструированная после войны. Областная больница №1 - это дар Константина Воронина городу. На свои деньги построил и оборудовал. Когда началась Первая мировая война, отдал личный особняк под офицерский госпиталь.

- Первые капиталисты имели крестьянское происхождение. Они зарабатывали деньги и сами себя выкупали из крепостной зависимости, - рассказывает директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Надежда Смирнова. - Начинали приобщаться к делу очень рано. Например, всем известный по картинной галерее Павел Третьяков в семь лет начал работать в лавке отца, а в 13 полностью вел его бухгалтерию. В то время семья могла отдать ребенка другому купцу на обучение. И в 16-20 лет люди уже управляли фабриками и заводами. Братья Рябушинские после гимназии помогать отцу в конторе.

-5

- Если человек родился в купеческой семье, его жизненный путь продолжался по проторенному родителями и дедами пути. Но в начале ХХ века уже был другой подход, - прокомментировал магистр “Что? Где? Когда?” Максим Поташев. - С детских лет наследники наблюдали за ведением бизнеса отцом, но их самих старались отправить учиться. Мой дед был из купеческой семьи, его отдали в коммерческое училище. А его старший брат уехал учиться в Швейцарию.

Читайте также: Нобелевские миллионы шли через Волгу

Поташев: как принимать решения