Найти в Дзене
Coracero

11-я Армия Северо-Западного фронта. Итоги первого дня войны. Июнь 1941-го года.

Оглавление

Ситуация перед началом Великой Отечественной Войны, при её изучении по документам, предстаёт почти как идеальный информационный срез. Можно установить положение всех соединений, а при сохранившейся документальной базе, частей и даже подразделений.

в некоторых случаях, бригада может считаться частью, а не соединением
в некоторых случаях, бригада может считаться частью, а не соединением
  • например, с таким "разрешением" была создана вот эта карта, опубликованная Ю.Веремеевым в Военно-историческом журнале:
-2
  • можно заметить, что карте указано положение советских войск на уровне до батальонов, включительно

Второй день войны выглядит уже не столь идеально: соединения пришли в движение, далеко не все сумели сохранить целостность, некоторые полностью разгромлены, связь часто нарушается. И, закономерно, это отражается в документальном учёте. Сложнее становится установить положение соединений, не говоря уже о меньших формированиях, их численность, наличие у них запасов и вооружений.

Отчасти выручает то, что сами документальные лакуны могут быть источником информации. Например, если брать ситуацию с территориальными стрелковыми корпусами, то момент, с которого они перестают упоминаться в журнале боевых действий Северо-Западного фронта, достаточно красноречиво показывает и на тот момент времени, с которого командование перестаёт рассчитывать на возможность их активного использования*.

Это очередное необходимое вступление. Достаточно частое заблуждение, возникающее при чтении военно-исторической литературы - это непонимание потерь сопровождающих "обычные", казалось бы действия.

Например, отход под давлением противника или под угрозой окружения, почти всегда означает высокие потери для отходящих - это тяжёлые бои и риск попасть в локальные окружения для арьергардов, невозможность ведения артиллерийского огня всей мощью отходящих артполков, проблемы со снабжением из-за постоянно меняющихся путей подвоза, слабоподготовленные рубежи обороны из-за нехватки времени на их оборудование и т.д., вплоть до необходимости контрударов, для деблокирования окружённых. Хотя, казалось бы, это просто отход и потерям взяться неоткуда.

Поэтому, стоит держать в уме, что все вынужденные, под давлением врага, действия войск могут быть для них крайне тяжёлыми, что прямо проявляется в потерях личного состава (см выше) и материальной части (даже незначительная поломка означает потерю, если технику не удалось эвакуировать), а также бьёт по такой неосязаемой, но важной составляющей боеспособности войск, как боевой дух.

Потому что, показать это наглядно и по документам, для первых дней Великой Отечественной, невозможно. А математические упражнения со среднесуточными потерями - это статистика, которую очень трудно привязать к конкретной ситуации.

Внезапность и её последствия.

Фактор стратегической внезапности, в значительной степени определивший исход первого дня войны и всего приграничного сражения, это вовсе не сугубо теоретическое построение, на грани волшебства, которое «опровергается» рассказами про листовки или разговорники и, в принципе, не соотносится с привычным в быту термином "внезапность", поскольку подразумевает весьма протяжённый во времени (15-30-45 суток в разных стадиях для РККА) процесс мобилизации и развёртывания войск, даже для отдельных округов сроки развёртывания войск будут в диапазоне от 5 до 10 суток.

Стратегическая внезапность, как и стратегическая инициатива, прямо отражаются в положении войск, а оно уже определяет число участников в каждом конкретном бою. Стрелковая дивизия не сможет вступить в бой, находясь в десятках и сотнях километров от линии фронта, даже моторизованное соединение ограничено в скорости реагирования, находясь в глубине округа, тогда как противник почти все свои силы, включая моторизованные соединения, сосредотачивает на узкой полосе, не более 40 км от общей границы.

  • глубина приграничных Особых военных округов — 500-600 километров
  • в шестистах километрах на запад, от советско-германской границы, находится Берлин

И, если до начала войны, можно было видеть редкую, но, хотя бы, цельную цепочку из советских войск в приграничной полосе,

то на второй день войны, ни о какой целостности линии фронта речи уже не шло.

В Прибалтике наносили удар сразу две Танковые Группы Вермахта и это привело к тому, что прорывы в глубину советской обороны произошли в районах прикрытия и, соответственно, полосах обороны первого дня войны, сразу обеих армий, назначенных на прикрытие сухопутной границы в Прибалтийском Особом военном округе - 8-й и 11-й Армий, теперь уже Северо-Западного фронта.

Однако, в положении двух армий были и отличия. Попавшая под удар 4-й Танковой Группы, советская 125-я СД не только заняла оборону основными силами заблаговременно*, на что обычно делается акцент, но и имела сильного соседа справа - 90-ю стрелковую, также заранее* занявшую основными силами оборону, позиция слева от 125-й СД была её слабым местом - 48-я СД всё ещё была на марше.

128-я стрелковая дивизия имела на создаваемой полосе обороны только три стрелковых батальона, занимая позиции обычным для Красной Армии порядком: основные силы на учениях, в лагерях или казармах, только охрана и строители полевых укреплений на готовящейся полосе обороны*, плюс дежурная стрелковая рота поддерживает пограничников.

  • у 128-й, по-видимому, полевые укрепления были почти завершены, но занять их основными силами не удалось

Не было у 128-й СД и крепких соседей на флангах. Справа: три батальона от идущей к границе 126-й СД, слева: два батальона от 23-й СД.

И у 125-й, и у 128-й дивизий сверхуставной широкий фронт.

яндекс-карты.
яндекс-карты.
  • цветами обозначены: красный - дивизия на участке прикрытия в приграничной полосе, жёлтый - назначена на участок, но не занимает его, фиолетовый - дивизии территориальных корпусов, серый - 11-я СД, которой нет в планах прикрытия, но она также будет отправлена к границе в июне 1941-го

Это и определило отличия итогов первого дня войны для двух дивизий, в некоторой степени, и для их армий*. 125-я СД отходила с непрерывными боями, неся тяжёлые потери, потеряв управление частями только ночью 22-23-го июня, дивизию спас выход 12-го МК на рубеж Варняй-Кельме (эти топонимы есть на карте выше); 128-я СД потеряна, как соединение, ещё до полудня первого дня войны, а следом противник, основными силами 3-й ТГ, наносит удар и по 5-й танковой дивизии.

11-я Армия. Ночь после первого дня войны.

Положение 11-й Армии к исходу 22-го июня было катастрофическим, имея всего четыре стрелковых дивизии в приграничной полосе*, плюс одну танковую и одну моторизованную (84-я МД) в качестве подвижного резерва, была полностью потеряна одна стрелковая (128-я СД), разгромлена танковая (5-я ТД).

Командование 11-й Армии, для стабилизации фронта, могло рассчитывать на 84-ю моторизованную дивизию, три дивизии 16-го стрелкового корпуса, две так и не успевшие выйти на свои участки прикрытия стрелковые дивизии из глубины округа и две стрелковые дивизии 29-го территориального (литовского) стрелкового корпуса.

За ночь положение изменилось только к худшему. 16-й стрелковый корпус, отступая под постоянным давлением противника, сумел сохранить управляемость и поддерживал связь между дивизиями, но ночью эта связь будет разорвана, после почти полных суток непрерывных боевых действий и маршей. И, в результате несогласованных действий, утро 23-го июня, вместо одного соединения, встречают две, неравного размера, группы.

Соотношение сил на второй день войны.

Если наглядно сравнить состав 11-й Армии к началу войны и на второй день войны, то результатом будет такая вот картина:

сайт niehorster.org
сайт niehorster.org
  • серая черта - часть или соединение убыло из состава армии, красная - утрата боеспособности, две красных - практически уничтожено
  • укрепрайоны были далеки от готовности, самые завершённые сооружения достигли лишь стадии необорудованной и необсыпанной грунтом бетонной коробки

В составе 11-й Армии - семь стрелковых дивизий, одна моторизованная дивизия, остатки 5-й ТД и противотанковая бригада.

По состоянию соединений:

  • дивизии литовского 29-го СК не удалось пополнить ни в ходе учебных сборов, ни по мобилизации, в бой 23-го июня они вступят по штату мирного времени 04/400, то есть, имея менее половины от полного состава по людям (6 тыс от 14,5 тыс в стрелковых дивизиях), технике и конной тяге
  • 16-й стрелковый корпус (5-я, 33-я и 188-я стрелковые дивизии), оценочно, понёс серьёзные потери в боях 22-го июня, и не получил возможности принять пополнения, изначально имея для своих дивизий штаты 04/120 - около 10,5 тыс человек с некомплектом автотранспорта и конной тяги
  • 10-я противотанковая бригада испытывала дефицит мехтяги для своих орудий и её участие в боевых действиях было ограничено

В случае же с противником, никаких особых изменений не произошло. В составе 3-й Танковой Группы всё также три моторизованных и четыре танковых дивизии в двух моторизованных корпусах, со средствами усиления.

  • LVII AK (motorisert) - 57-й армейский моторизованный корпус:
сайт niehorster.org
сайт niehorster.org
  • XXXIX AK (motorisert) - 39-й армейский моторизованный корпус:
сайт niehorster.org
сайт niehorster.org

Помимо 3-й Танковой Группы, в полосе 11-й Армии действуют V (5-й) и VI (6-й) армейские корпуса 9-й Армии Вермахта и II (2-й), X (10-й) и XXVIII (28-й) армейские корпуса 16-й Армии Вермахта.

Разумеется, ни с одной стороны фронта, на второй день войны, нет какой-то легко читаемой группировки, но в ситуации, когда только в подвижных соединениях Вермахта, в полосе 11-й Армии, войск больше, чем в самой 11-й Армии - это не имеет значения.

На восемь оставшихся советских дивизий 11-й Армии, приходится семь армейских корпусов Вермахта, включая два моторизованных.

Итоги.

Второй день войны 11-я Армия встречает, лишившись преимуществ подготовленных позиций в приграничной полосе*, и почти ничего не получив, в плане соотношения сил или иных военных возможностей, от наконец-то подошедших стрелковых дивизий из глубины округа.

  • противотанковые и отсечные позиции в глубине округа иногда упоминаются в документах, но врядли были сколько-нибудь хорошо оборудованы

В описании истории Западного Особого военного округа/Западного фронта, на этом канале, не делалось специального акцента на второй день войны, ситуация рассматривались по направлениям, важным событиям/решениям принятым командованием.

Что логично, потому что второй день войны для, например, 10-й Армии Западного фронта, мало чем отличался от первого или третьего. К катастрофической развязке её привёл ряд событий и решений, среди которых непосредственное участие 10-я Армия приняла лишь в организации проваленного удара группы Болдина в направлении на Гродно и Сувалкский выступ. В остальном же, положение 10-й Армии было стабильно до 25-26-го июня, когда началось замыкание "большого" кольца и стала очевидна угроза окружения (на которое мы сейчас и смотрим, с другого ракурса), даже локальный прорыв противника, ещё 22-го июня, через участок 113-й стрелковой дивизии упёрся, в итоге, в оборону "безлошадного" 13-го мехкорпуса под Белостоком.

Но для Прибалтийского Особого военного округа/Северо-Западного фронта, такой акцент нужно сделать.

23-е июня - это момент начала поворота германских моторизованных корпусов на юг, юго-восток - в Белоруссию, против Западного фронта.

На пути наступающих, перед Вильнюсом, стоит 184-я СД литовского территориального корпуса - слабое соединение, с точки зрения наличных сил, на сверхуставном широком фронте, и остатки 5-й ТД, отступившие к городу. Единой полосы обороны, насколько можно судить, эти две дивизии не создали.

Их оборона, предсказуемо, не выдержит удара и путь на Минск будет открыт. Восстание в Вильнюсе и бунты в нескольких стрелковых батальонах 184-й СД, после её частичного окружения, будут уже следствием, а не причиной поражения советских войск в районе Вильнюса.

О канале.

Чтобы поддержать канал, можно поставить "палец вверх", что дзен учитывает, как "хочу больше такого", оставить комментарий, обсудить статью или рекомендовать, репостить на других площадках, не забывая указывать источник.

Есть и более простой путь - автору будет приятно знать, что такой контент кому-то важен и нужен: