О Екатерине II любят посплетничать, особенно посчитать ее фаворитов, напрочь забывая, сколь много хорошего она сделала для просвещения, культуры и воспитания. В 1786 году императрица проводит школьную реформу. Быть образованным становится трендом. За время ее царствования 190 тысяч детей окончили различные учебные заведения. Были открыты малые училища, Смольный институт для благородных девиц, Российская академия, народные школы, приюты…
Императрица всея Руси не только покровительствует нововведениям, но и самолично участвует в редактировании ряда обучающих книг и наказов: «Гражданское Начальное Учение», «Продолжение Начального Учения», «Инструкция князю Н. И. Салтыкову при назначении его к воспитанию Великих Князей» и др. Вдохновленная страстью любимого внука Александра к чтению, Екатерина пополняет его детскую библиотеку опусами собственного сочинения. В 1779 выходит «Бабушкина азбука», а тремя годами позже печатаются две чудесные авторские сказки «О царевиче Февее» и «О царевиче Хлоре» – ни дать ни взять «педагогические поэмы» Великой нравоучительницы (А. С. Макаренко позже последует ее примеру). Стараниями сладострастной государыни детская литература переживает подъем.
Главные герои придуманных волшебных историй – царевичи. В сказке о Хлоре, сыне легендарного царя Кия, аллегорически повествуется о поиске добродетели – розе без шипов. Благодаря трём советчикам Рассудку, Правде и Честности добру молодцу удаётся преодолеть все трудности и соблазны на своём пути.
Другой царевич – Февей, сын сибирского царя Тао-Ау, поначалу своевольный и непослушный, постепенно превращается в прекрасного благочестивого юношу, «твёрдого в думе, терпеливого в несчастии». Позже императрица по мотивам собственной сказки пишет либретто и выступает режиссером музыкально-сценической постановки оперы.
Опера-сказка «Февей» – раннее печатное издание русской музыки в светском жанре. Среди авторов произведения, конечно же, Екатерина II и одарённый композитор, дирижёр, скрипач, певец и педагог Василий Пашкевич (1742? – 9 марта 1797). Поэтические фрагменты либретто написаны В. К. Тредиаковским, М. В. Ломоносовым и секретарем Екатерины А. В. Храповицким.
В этой опере Пашкевич впервые объединяет черты драматического сюжета и комической оперы, а также красочно сопоставляет образы Руси и Востока. В «русских» сценах композитор использует русские плясовые и привычные уху мотивы народных песен («Из-под камушка», «Как на матушке, да на Волге»), а Восток представляет «Хор калмыков», с ладовыми и ритмическими особенностями восточного напева.
В образ принца Февея, обладателя разных добродетелей и достоинств, Екатерина вложила свои надежды на любимого внука, будущего императора Александра I. Поведение оперного Февея и всего сказочного семейства Царя Сибирского демонстрирует принципы воспитания эпохи Просвещения.
Премьера оперы состоялась 19 февраля 1786 года в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге, с большой роскошью. Зрителей поразили необычайная пышность постановки, великолепие костюмов и оригинальность балетных сцен, а также своеобразие музыки, особенно песни и пляски калмыков.
Либретто и ноты экземпляра объединены в изящный том в кожаном переплёте коричневого цвета со следами золотой рамки по периметру обеих крышек переплёта и малиновым обрезом. На гравюре перед нотами в верхней части листа по центру изображена лира в ореоле солнечных лучей – символ Аполлона и одновременно гармонии, красоты, творческого вдохновения.
Из первого книжного издания до наших дней сохранилось всего три экземпляра! Раритеты оцифрованы и в открытом доступе лежат на нашем сайте НЭБ.