Найти тему
InvestFuture

К чему приведет возможное IPO онлайн-бизнеса X5 Retail Group?

Оглавление

Как сообщает издание “Коммерсантъ”, Сбербанк (MOEX: SBER) и "AliExpress Россия" рассматривают возможность инвестиций в онлайн-бизнес X5 Retail Group. 

Сама компания, по заявлениям ее менеджмента, допускает различные формы сотрудничества, в том числе стратегическое партнерство и проведение IPO своего интернет-направления.

Справка о компании

X5 Retail Group (MOEX: FIVE) — крупнейший российский ритейлер. Компания управляет магазинами формата “у дома” "Пятерочка", супермаркетами "Перекресток" и гипермаркетами "Карусель". Кроме этого, Х5 — крупнейший игрок на российском рынке e-grocery.

Акции компании в последний месяц показывали смешенную динамику.

Сколько сейчас приносит X5 ее онлайн-сегмент?

Онлайн-направление X5 включает три главных подразделения —Vprok.ru Перекресток”, службы экспресс-доставки и сервиса “последней мили” “5Post”.

По итогам первого полугодия чистые онлайн-продажи Х5 выросли в 2,8 раза — до 21 млрд рублей. Сейчас это порядка 2% от общей выручки. В компании ожидают, что к 2023 году доля направления вырастет до 5%.  На операционном уровне онлайн-бизнес Х5 пока остается убыточным.

Оценки возможного IPO

По словам руководства X5, компания может провести IPO своего онлайн-бизнеса в 2022-2023 годах. Менеджмент компании, основываясь на оценках инвестбанков, предполагает, что это направление может стоить от $3 млрд до $4,5 млрд (220-330 млрд рублей).

Эти оценки могут показаться завышенными с учетом того, сколько сейчас приносит компании ее интернет-сегмент. Однако не стоит забывать, что в представленные оценки заложен быстрый рост e-commerce-направления X5. Высокие мультипликаторы со временем снизятся в разы за счет стремительного роста финансовых показателей. И если компания закрепится в лидерах своего сегмента, прозвучавшие оценки могут оказаться вполне адекватными.

Капитализация X5 сейчас составляет около 700 млрд руб., что равняется примерно $10 млрд.

Ситуация в секторе

Тем временем такой сегмент электронной коммерции, как доставка еды, становится одним из лидеров по росту в РФ. Так, по данным Infoline, за первое полугодие 2021 года онлайн-продажи продуктов питания в России выросли в годовом сравнении в 2,5 раза и достигли 150 млрд руб.

Аналитики компании прогнозируют, что по итогам года эта цифра составит 400 млрд руб., а к 2023 году вырастет до 1,1 трлн руб.  При этом доля продуктов питания в общем онлайн-ритейле может вырасти с 5% до почти 20%.

Мнение аналитиков InvestFuture

Как управленческое решение, выделение онлайн-бизнеса в отдельную компанию — это отличный кейс. Компания старается монетизировать свои активы, «раскрывая» их стоимость и получая дополнительные средства для развития. Актив, который высоко оценивается по мультипликаторам, должен выделяться из группы, которая в совокупности оценивается по низким или средним мультипликаторам. За счет этого итоговая стоимость выделенных частей увеличится.

Мы считаем, что X5 вполне сможет развивать сегмент онлайн-коммерции самостоятельно, монетизируя стоимость и привлекая средства на развитие через IPO. У компании, за счет ее широкого присутствия в различных регионах страны, есть достаточный пул потенциальных клиентов.

Тем не менее, успешные коллаборации с другими участниками могут ускорить процесс и создать дополнительное конкурентное преимущество. Исходя из этого, мы не исключаем, что X5 пойдет на заключение сделки с потенциальным стратегическим партнером и последующее проведение IPO.

В любом случае, само обсуждение подобных сценариев способствует росту акций компании. По нашим оценкам, даже без учета других факторов, бумаги X5 на таком новостном фоне могут прибавить около 20% - 25%.

Аналитик Александр Резников, редактор Сергей Глушков

InvestFuture.ru