Коливинги называют общежитиями для миллениалов. Однако на деле понятие общежития весьма далеко от комфортных условий современного коливинга. Мы попросили экспертов рассказать об этом и других новых форматах жилья, набирающих популярность на рынке.
Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина»
Про коливинги
Коливинги пользуются популярностью у миллениалов в период обучения или начала карьеры как доступный и современный формат жилья. Это мобильное поколение, которое с большой вероятностью не жило в коммунальных квартирах, менее привязано к частной собственности. К тому же, диджитализация рабочих процессов обострила дефицит личного общения, который успешно восполняют ежедневные встречи по интересам в общих жилых пространствах коливингов.
Впрочем, квартиры для совместного проживания студенты, которые не хотели жить в общежитиях, снимали и раньше. Просто сегодня этот формат жилья приобрел современное название и модные опции. В колливингах, помимо общей кухни и гостиной, может быть предусмотрен спортзал, библиотека, зона коворкинга, жильцам оказывают услуги уборки и консьержа.
Про другие новые форматы
Сегодня борьба за небольшую аудиторию финансово стабильных покупателей требует от застройщиков внедрения в проекты новых востребованных опций. После пандемии усилился тренд на экологичность проектов и функциональность жилой среды. Вид за окном, инфраструктура и благоустроенная дворовая территория стали такими же важными критериями при покупке жилья, как качество домостроения и планировки. Изменение структуры спроса дало серьезное преимущество проектам комплексного освоения территории в сравнении с точечными объектами. Люди больше не готовы вкладывать деньги только в квадратные метры, они инвестируют в жилую среду.
Квартиры в многоквартирных домах даже комфорт-класса все чаще приобретают черты домовладений. Сказывается желание потребителей после периода самоизоляции иметь частную приватную зону для прогулок на свежем воздухе. Так в «Балтийской жемчужине» пользуются спросом квартиры с открытыми террасами с видом на Финский залив, парки и каналы.
Современные проекты высокого спроса уходят от стандартных планировок. Квартирография требует более тщательной проработки. Каждый метр подорожавшей за последний год недвижимости должен быть функционален. Эргономичная форма помещений и гибкое зонирование позволяют делить пространство на небольшие приватные зоны для каждого члена семьи. Тренд на дистанционный формат работы возрождает моду на кабинеты. Причем, современное поколение хочет иметь возможность работать не только дома, но и в коворкингах или просторных зонах общепита, которые также становятся неотъемлемой частью жилых комплексов.
Растет спрос на двухуровневые панорамные пентхаусы на последних этажах высотных корпусов и квартиры с просторными террасами, как на первых этажах, так и с видами на парк, каналы и Финский залив, которые как альтернатива частным домам пользуются в «Балтийской жемчужине» активным спросом. Этот вид комфортной недвижимости интересен покупателям, благодаря наличию всех городских центральных коммуникаций и развитой инфраструктуры в шаговой доступности.
Практически во всех многокомнатных квартирах нашего микрорайона предусмотрены востребованные сегодня просторные кухни-гостиные, ниши под встроенные шкафы и гостевые санузлы. А сауны и камины, как уникальная опция, будут доступны уже в новых ЖК Lotos Club и Riviera Club.
Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects
Сейчас во всем мире наблюдается ускоренный рост экономики пользования и постепенное снижение доли экономики владения в целом ряде отраслей. Потребление всех видов медиапродуктов, услуг транспорта, еды по подписке, офисных форматов, а сегодня и жилья — у каждой сферы рынка появляются собственные схемы шеринга. Это один из наиболее перспективных векторов развития бизнеса в общемировом масштабе. Поэтому многие новые виды недвижимости, как для краткосрочного проживания, так и длительного, развиваются в парадигме экономики пользования.
Мы все еще чувствуем гигантскую инерцию устоявшихся принципов владения. Но экономика совместного пользования неотвратимо будет разрастаться от простой возможности взять книгу в библиотеке до общего использования транспорта и недвижимости. В мире находится все больше людей, заинтересованных в экономии, эффективности и устойчивости без потери качества жизни. По мере того, как население мегаполисов увеличивается до беспрецедентного уровня, данные принципы становятся все более важными.
В условиях нестабильной обстановки на рынках коливинги отлично зарекомендовали себя в качестве устойчивого бизнес-продукта. В 2020 году средний уровень загрузки коливингов в Европе составлял около 75% при том, что показатели классических гостиниц во многих местах проседали до 25%. Это указывает работоспособность, а главное перспективность данной бизнес-модели. Инвесторы хорошо осознают это, а поток инвестиций в формат стабильно растет.
Если говорить о профессиональных игроках, то сейчас в нашей стране анонсировано три проекта, которые развивают опытные девелоперы. Первые два планируется открыть в Санкт-Петербурге и их развитием занимается известная в городе компания Becar Asset Management. Другой крупный кейс намерена возвести в Москве AFI Development. Она планирует построить под проект отдельное высотное здание совокупной площадью более 62 тыс. кв. м.
То, что институциональные инвесторы начали интересоваться этим форматом, подтверждает, что он обладает хорошими перспективами на рынке. После одиночных проектов появятся и первые узнаваемые бренды — так это было в западных странах, где такая недвижимость уже успешно развивается в сетевом формате. Сетевым игрокам куда легче детально прорабатывать и шлифовать проекты, сотрудничать с крупными архитекторами, доводить свои объекты до необходимых параметров. «Выстрелившие» схемы и концепции можно масштабировать, постепенно увеличивая свое присутствие на рынке и популяризируя бренд.
Коливинг — это в основном территория для молодых людей. Сейчас именно проекты, пользующиеся спросом среди этой прослойки населения, получают приоритет в финансировании, так как предполагают постоянный рост популярности и финансовой отдачи. Миллениалы в ближайшие годы будут самой экономически активной частью общества и бизнес подстраивается под их интересы. Такие пользователи недвижимости не спешат обзаводиться собственными активами, отдавая предпочтение аренде, удобным сервисам, мобильности.
Коливинг — одно из самых захватывающих нововведений в сфере организации городского жилья за последние годы, но каково его будущее? Может ли такая модель долевой собственности понравиться не только креативному классу? Как будет выглядеть общая картина целевой аудитории подобных проектов? Будет ли создаваться специализированная недвижимость, предназначенная для отдельных сообществ, таких как пожилые люди или недавние приезжие, и не приведет ли такой подход к социальному напряжению? Каковы неотъемлемые проблемы коллективного проживания и как их решать? На все эти вопросы урбанистам, девелоперам и архитекторам только предстоит ответить. Впрочем, невозможно отрицать тот факт, что мировая экономика стремительно меняется и для новых схем пользования активами нужны свои форматы недвижимости.
Артур Меркушев, директор аналитического отдела Dominfo.ru
Коливинги сейчас набирают обороты популярности, но в основном среди молодежи. Коливинг люди постарше могут назвать общежитием. Но нет, это не общежитие. Это скорее дом, где вместе собрались молодые и творческие личности, они живут и взаимодействуют друг с другом.
Коливинг оснащен всем необходимым для жизни, и вся мебель обычно входит в стоимость проживания. В нем есть общие места для отдыха, обеденные зоны, личные пространства и даже коворкинг (место для работы). Молодым людям не нужно ходить в офис, они живут свободно, трудятся в комфортных условиях и создают проекты. Коливинг можно сравнить с домом тиктокеров.
Коливинги интересны, как самой молодежи, которая ищет общения с единомышленниками, так и крупным компаниям, корпорациям. Они-то и могут стать покупателями такого рода недвижимости. На мой взгляд, большим компаниям для создания крутого проекта и для эффективной работы сотрудников выгодно поселить команду в коливинг, где ребята будут творить и создавать новое 24 часа.
Однако коливинги, возможно, будут популярны только среди молодежи. К такому выводу можно прийти, посмотрев опрос, который сделали пару лет назад IKEA вместе с компанией Anton & Irene. Они опросили более 7000 людей из разных стран. Цель исследования — узнать, как люди хотели бы жить в будущем (в 2030 году). И большинство респондентов признали, что коливинги станут популярнее, но при одном условии: в них смогут проживать только одиночки и пары без детей. Резиденты предпочтут жить с домашними питомцами, но не с детьми или подростками. Также людей беспокоила нехватка личного пространства.