Профессор Мамлок. СССР, 1938. Режиссеры Герберт Раппапорт, Адольф Минкин. Сценаристы: Фридрих Вольф, Адольф Минкин, Герберт Раппапорт (по одноименной пьесе Фридриха Вольфа). Актеры: Семен Межинский, С. Никитина, Олег Жаков, Владимир Честноков, Борис Светлов, Нина Шатерникова, Юрий Толубеев, Василий Меркурьев и др. 16,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Герберт Раппапорт (1908–1983) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Профессор Мамлок», «Два билета на дневной сеанс», «Круг», «Меня это не касается», «Черемушки», «Поддубенские частушки», «Музыкальная история», «Воздушный извозчик») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Адольф Минкин (1898-1967) поставил 6 полнометражных игровых фильмов, только один из которых («Профессор Мамлок») вошел в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В драме «Профессор Мамлок» рассказывалась история поначалу далекого от политики немецкого ученого, сталкивающегося с нацизмом.
В 1938 году этот фильм был выпущен на всесоюзный экран и получил положительные отзывы прессы. Однако с лета 1939 года по конец июня 1941 года «Профессор Мамлок» пролежал на полке из-за тогдашнего «международного положения»… После нападения нацистской Германии на СССР демонстрация этой картины была возобновлена.
В год выхода этого фильма в кинопрокат сценарист и кинокритик Н. Коварский (1904-1974) писал, что «Профессор Мамлок» — не только первый безусловно удавшийся антифашистский фильм. Это — вообще первый удавшийся фильм о капиталистическом Западе наших дней. … В фильме нет ни одного куска, ни одной детали, единственным назначением которой было бы только «показать Запад», дать одну внешнюю характеристику места действия. Каждая деталь подчинена драматургическому замыслу сценария в целом, данного куска, данного эпизода. И эта особенность немало способствует впечатлению подлинности обстановки. Перед нами —первый фильм о Западе, в котором кет никакой «клюквы» или «липы». В словаре Даля этих синонимов нет, но, зритель видевший прежние фильмы о Западе, к сожалению, знает их очень хорошо. … Параллельно с линией Мамлока развивается история его сына, связанная с детальным показом героической работы германской компартии, собирающей единый народный фронт против фашизма. Эта линия, содержащая ряд чрезвычайно интересных и ярких сцен (особенно эпизоды, рисующие героизм и мужество коммунистов на допросе в Гестапо), драматургически, однако, разработана слабее, чем линия Мамлока. Произошло это по очень простой причине. Если тема Мамлока развивается в самостоятельную драматическую новеллу, то в теме Рольфа и его друзей-коммунистов этого развития нет. … Надо, однако, сказать, что этот недостаток до известной степени понятен: впервые показывается у нас в кино исключительно сложная и ответственная тема работы компартии в условиях фашистского террора. И драматизм отдельных эпизодов как бы компенсирует здесь недостатки всей драматической линии в целом. … Хорошо разработанный актуальный сценарий, представляющий собой горячий обвинительный акт против фашизма, тщательная режиссерская работа, продуманная игра актеров и общий постановочный уровень «Профессора Мамлока» обеспечивают этой картине — новой удаче советской кинематографии — несомненный и заслуженный успех» (Коварский, 1938: 28-32). Коварский Н. Обвинительный акт против фашизма // Искусство кино. 1938. № 9. С. 28-32.
Нынешние зрители и сегодня вполне позитивно оценивают эту антинацистскую драму:
«Сильный фильм. … Фигура профессора величественна знаниями, талантом, цельностью личности.... Его арест и убийство сцены потрясающей силы. До какого безумства могут доходить некогда вроде нормальные люди в своём политическом фанатизме! Так унижать, попирать человеческого достоинство! И при этом чувствовать себя властителями мира» (О. Горяева).
«Через весь фильм проходят переживания профессора Мамлока по поводу зверства фашистов, выливаясь к концу фильма в длинный монолог. «Я люблю Германию, страну выдающихся писателей, но ненавижу Германию фашистскую», - вот смысл его слов. … «Профессор Мамлок» является одной из лучших картин, снятых в тридцатые годы в СССР. Он - будто ответ всем агиткам Лени Рифеншталь, отражая истинную сущность фашизма» (Биг Босс 2010).
Александр Федоров, 2021