Найти тему
"Волость"

Стратегия провала

Стратегия развития угольной отрасли России не может быть реализована. Этот печальный для угольщиков вывод прозвучал на Восточном экономическом форуме, который завершается во Владивостоке

«У нас есть в стране угольная стратегия, разработанная, как я понимаю, при участии СУЭК. Наша стратегия провалилась, она нереализуемая в данной ситуации», — заявил в своём выступлении специальный представитель президента РФ по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс. Днём раньше на том же форуме Владимир Путин сказал, что затягивание с расширением пропускной способности железных дорог оказалось просчетом и привело к тому, что Россия не смогла увеличить вывоз угля из Сибири и воспользоваться благоприятной конъюнктурой рынка.

Напомним, что год назад «Волость» в материале «Фиаско угольной стратегии» сообщало о том же самом. Правда, основной причиной мы назвали провал предыдущей стратегии по углю до 2020 года, которая была одобрена ещё в 2002 году на заседании президиума Госсовета с участием Владимира Владимировича в Междуреченске на шахте «Распадская»:

«В результате опережающего роста цен на природный газ и стабилизации цен на уголь соотношение цен на газ и энергетический уголь в области его эффективного применения поднимется с 0,62 в 2002 году до 1/1 в 2006 году и 1,4/1 в 2010 году, составит 1,6-2/1 в последующие годы» – говорилось в ней.

Предсказывалось, что за рубеж пойдет дорогой газ, а «дешевый» уголь будут сжигать внутри РФ на ТЭЦ, котельных да в печках. Заметим, что в разработке той стратегии принимали участие ученые с громкими званиями и титулами. Но вскоре стало понятно, что мировые цены на уголь поперли вверх, и никто из владельцев угольных компаний не собирается довольствоваться внутренним рынком. Тяжелые угольные эшелоны «наперегонки» поперли на восток и на запад, активно стали строится морские терминалы для перевалки угля. В карманы бенефициаров угольных компаний поперла валюта! На европейских верфях для них стали закладываться первые супер-яхты, а в Кузбассе от надрыва одна за другой стали взрываться шахты.

Напомним, что именно в те золотые для владельцев УК годы в Кузбассе произошли тяжелейшие аварии на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» (2007 г.), где погибло почти полторы сотни человек, а затем и на «Распадской» (2010 г.) ушло из жизни 91 человек, а пострадало более двухсот. Разумеется, причины тех аварий официально названы, «стрелочники» наказаны, но вполне очевидно, что главная причина – жадность! Хапнуть здесь и сейчас, а вдруг пруха кончится?! Само собой железнодорожные пути, проложенные к Тихому океану ещё царем-батюшкой, от тяжелой нагрузки тоже пришли в негодность, а БАМ стал хиреть ещё с торжественной укладки «золотого» звена. Именно от жадности никто серьезно не вкладывался в развитие транспортной инфраструктуры, поэтому она и дошла до предела возможностей, когда даже обрушение одного моста через небольшую речку остановило всё, что ехало по ж/д на Дальний Восток.

В общем, расчеты и просчеты рынка «не оправдались», инфраструктура оказалась не подготовлена. И в результате, «мы не можем нарастить экспорт так, как могли бы, а это упущенная выгода и для компаний, и для бюджетов регионов, и для всей страны», – констатировал Владимир Путин, и добавил, что «помнит» все расчеты, на основании которых принимались решения по пропускной способности дорог. «Но жизнь сложилась иначе. Мы недополучили или недополучаем то, что могли бы получить».

Пока что у кузбасских УК остается надежда, что в восточном направлении хотя бы до 2024 года объемы поставок угля вырастут на обещанные 30%. Намерения об этом публично озвучены, деньги вроде бы изысканы, но всё это реализуется, как уже было сказано, «стратегами», если Китай будет покупать наш уголь. А он может и не купить, потому что уже объявил о сокращении потребления угля с 2025 года. Однако, добавим мы, не только в Китае и других странах АТР находится кончик иглы угольной стратегии, а в том, что надорвался сам Кузбасс. И это главная причина, а также повод для создания самой нужной стратегии, где главной темой станут жители Кузбасса, а не уголь, будь он «чистым» или «зеленым».

Сергей Борисов